Брянск 100 лет назад. 1913 г.

Материал подготовлен Деревянко Е.

Виртуальная выставка документов и фотографий

Промышленность. 1913 год – последний мирный год перед началом 1 Мировой войны, характеризовался небывалым взлетом промышленного производства, общий оборот всех предприятий на Брянщине составил свыше 26 млн. руб. Крупнейшим промышленным предприятием Брянщины являлся машиностроительный завод в Бежице . После русско-японской войны он переориентировался на выпуск сельскохозяйственной продукции: в 1913 г. было выпущено 78 тыс. плугов, 34 тыс. борон, 2650 сеялок. Основной же продукцией были паровозы и вагоны. В 1913 г. завод посетила французская комиссия с целью ознакомления с новой продукцией – пассажирским паровозом серии «Б» - самым мощным и быстроходным для своего времени (120 км/час). Комиссия отметила, что Бежицкий завод по мощности и качеству изделий стоит «наравне с лучшими и самыми значительными паровозостроительными заводами Западной Европы». Зарплата рабочих колебалась от 60 (за неквалифицированный труд) до 600 руб. в год квалифицированному рабочими (машинисту электростанции братьев Могилевцевых) .

Торговля и транспорт. Быстрыми темпами развивалась торговля. В этом смысле показательна «Книга заседаниях Брянской городской управы», где рассматривались дела торговые. Между прочим, в 1913 году с легкой руки мещанина Шишкина возник грандиозный проект строительства 40 новых торговых павильонов – 2-х этажных лавок . К сожалению, этому проекту не суждено было реализоваться, помешала 1 Мировая война. Основные места торга в Брянске – Соборная площадь, Московская ул. (ныне Калинина), Ямская слобода . Здесь имелись квасные и пивные лавки с трактирами, шла мелочная торговля и торговля продуктами, располагались мастерские. Наряду со средней руки торговцами вели свои дела и такие крупные предприятия как представительство компании Зингер (Московская ул.). Цены на продукты в 1913 г. отличались стабильностью: максимальная цена ржаного хлебы за пуд составляла 1 руб. 10 коп., пуд сахара рафинада – 5 руб. 40 коп., цена водки за ведро – 8 руб. 40 коп., бутылка красного вина стоила 30 коп.

Не смотря на стремительное развитие железнодорожного транспорта, в городе ездили с извозчиком. Цена проезда от Привокзальной слободы до центра города в обычное время составляла 45 коп. в экипаже с железными шинами, 55 – с резиновыми.

Чем запомнился 1913 год брянцам.

Прежде всего, брянцы отпраздновали 800-летие со дня кончины священномученика Иоанна Кукши, первого просветителя и учителя Орловского края (литургия, крестный ход, большой парад с представителями военных, учеников школ и гимназий). Основные праздничные мероприятия горожан проводились в городских садах. Таким местом отдыха служил сад Общества трезвости на месте нынешнего Почтампта за винными складами. Для публики побогаче рядом (на месте областной библиотеки) располагался зал общественного собрания на 300 мест.

В думе и управе был рассмотрен вопрос о начале подготовки к празднованию 300-летия дома Романовых.

В Брянске было открыто отделение Государственного Банка.

,p>В городе началась масштабная электрификация. Устройство электрического освещения города проводилось силами купцов Комаревых, меценатов Могилевцевых.

Продолжилось строительство плавучих мостов через р. Десну.

Водопровод был проведен в такие удаленные от центра города (Московская ул.) уголки как Лесные сараи, Провокзальную слободу