По умолчанию поиск осуществляется по заголовкам фондов. Для расширения поиска воспользуйтесь "Детальным поиском".
Поиск

Церкви Стародубского уезда Черниговская епархия Черниговская духовная консистория Святейший Синод 16-20вв

Номер фонда:

Фонд № 255.
Крайние даты документов 1780–1927
Электронные копии документов отсутствуют

Историческая справка

Стародубский уезд в 18 - 20 в. ходил в состав Черниговской губернии. Церкви уезда относились к Черниговской епархии. Общее число церквей Черниговской епархии по статическим данным 1890 г. насчитывало 1201, в Стародубском уезде - около 80, в самом Стародубе было 19 церквей.

Стародуб расположен по берегам рек Бабинец и Судость. Город впервые в исторических документах упоминается в завещании Владимира Мономаха в 1080 г. С 1503 г. Стародуб входил в состав Московского государства. После объединения Украины с Россией в 1654 г. стародубские земли административной единицей - Стародубский полк - вошли в состав Украины.

В 17 в. Стародуб - крупный центр, обладавший правами городского самоуправления. В 1803 г. город получил статус уездного.

По описи 1781 г. в Стародубе построено 22 церкви. В 70-е годы 19 в. насчитывалось 11 приходский церквей, 4 приписных и 4 кладбищенских.

Храм Рождества Богородицы до конца 17 века считался соборным. В 1681 г. церковь сгорела от молнии и была перестроена в 1875 г.

Каменный храм Рождества Христова с начала 18 в. до 1863г. был соборным. Первое деревянное строение сгорело во время пожара 1677 г. , новое было построено в 18 столетии. Храм имел "иконостас в 4 яруса, 13 сажей в длину и вышину".(Историко статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873, кл. 1, с. 4.)

Во время пожара 1677 г. сгорела церковь святого Николая, упомянутая в источниках как Старо-Николаевская. Новый каменный храм святителя был построен в 1802 г. Новониколаевский храм в 1823 г. был воздвигнут на деньги помещика Никлая Андреевича Ширяя , пожертвовавшего 15 тыс. рублей.

Храм Преображения Господня, построенный в 1698 г. полковником Михаилом Андреивичем Миклашевским , перестраивался вновь в 1884 г.

Освящение каменного храма в честь Иоанна Предтечи произошло в 1720 г. Особенностью храма являлось изображение на задней стене герба гетмана Ивана Ильича Скоропадского.

Новая каменная церковь Вознесения Господня была выстроена в 1800 г. на месте обветшалой деревянной. В храме был придел в похвалй Богоматери.

Деревянный храм св. Афанасия и Кирилла упоминается в документах за 1739 г. Возобновлен этот храм на каменном фундаменте в 1835 г. и имел два придела - во имя св. Варвары и св. Димитрия Ростовского.

Дреревянная церковь праведных Захария и Елизаветы была построена в 1773г. хорунжием Захаром Ширяем. Во 2-ой половине 19 в. этот храм и храм Иоанна Богослова были закрыты как бесприходные.

В 1827 г. открылся каменный храм священномученика Симеона, построенный на месте сгоревшего деревянного. В пользу притча служили проценты с капитала Василия Холодовича.

В 1756 г. в Стародубе Карп Пашкевич выстроил на свои деньги каменную церковь Успения пресв. Богородицы.

Каменный Богоявленский храм, как говорится в записке священника церкви Иоанна Затворницкого на Евангелие, основан в 1770 г. , а освящен в 1788 г.

Деревянная Покровская церковь была построена в городе в 1688 г. Тимофеем Алексеевичем Жоровкой. В 1852 г. храм был возобновлен на пожертвовения Зиновия Кибальчича.

В 1690 г. полковник Михаил Андреевич Миклашеский в честь архистратига Михаила построил на месте ветхого храмр новый. В 1835 г. церковь была перестроена потомком полковника Михаилом Михайловичем Миклашевским.

Древнейшие села Стародубского уезда: Пыщачи, Погар, Синино, Суходлье, Мишковка, Понуровка, Медведово, Нижнее, Душкино, Галенск, Яцково, Рюхово, Гарцево, Яремино, Оскоики, Артюшово, и др, возникли до татарского нашествия. Другие населенные пункты известны с XV века. Источники о времени построения церквей датированы 17 веком.

Самые старшие из всех церквей в уезде: Покровский храм с. Мишково, построенный в 1689 г. и Покровский храм в с. Новое - 1675 г., выстроенный священником Кириллом Ждановским. Время создания остальных церквей 18 - нач 19 в. Восновном это были деревянные постройки. Со временем здания ветшали , многие были уничтожены пожарами ( с. Андрейковичи - Николаевская ерковь), начиная с середины 19 в. выстраиваются новые каменные храмы, пристраиваются приделы, колокольни.

Церкви строились на осударственные деньги и на средства богатых набожных местных жителей или владельцами сел. Например, приходской храм с. Понуровки в честь св. Троицы, основанный по документам позднене 1678 г., перестроен в 1778 г. усердием Елены Данииловны Микиошевской, женой владельца села Осипа Михайловича Микиашевского. Иждивениями Петра Михайловича Бороздны был построен каменный храм Успения пресвятой Богородицы в с. Медведово в 1798 в. По описанию храм представлял собой :"11 сажен от горнего места до западной двери, 7,5 сажен в ширину и 20 сажен в вышину."(т.ж. с. 88). В 1817 г. генерал Андрей Михайлович Миклошевский в селе Нижнее выстроил храм Рождества Богородицы.

Число прихожанв приходских церквях уезда во 2-й половине 19 в. достигало 1000 человек. Это казаки, бывшие владельческие поселяне, казенные крестьяне.

В 18 - нач. 19 в. церкви имели пахотные земли, сенокосы, полученные в пользование от государства. При Богородичском храме с. Андрейковичи " ружная земля; на 1/2 четвери, сенокоса на 50 возов, роща осиновая на 60 сажен длиною и на 30 шириною" ( там же с.76).

Многие священники являлись владельцами землей, выделенной или в пользование местными жителями. Так, жители с.Азаровичи, принимая священника в новую церковь в честь Воскресения Христова, обязались платить ему определенные деньги за требы и назначили в его пользу землю и отсыпной хлеб (по 4 четверика с дома) (тем же с. 98).

Священнику церкви Успения Богородицы с.Медведово Василию Деше по ведомости 1767 г. принадлежали пахотная земля, на которой " во всех трех зменах посевом ржи 3 четверти, два огорода в посеве конопли на 3 четверика, сенокос на 13 возов" (там же с.90). Все это было дано Василию владельцем села. При храме действовала школа.

Школы были окрыты и при храмах в селах Балыкино, Мишковка.

В селе Гринево владелицей имения княгиней Натальей Степановной Гомщиной для бедных и больных людей была устроена богодельня в честь преподобного Сергия.

Храмы Стародубского уезда на рубеже 18 - 19 в. отличались не только архитектурным великолепием, но и богатым внутренним убранством. Например храм во имя животворящей Троицы в с. Городище, сооруженный в 1797 г. обозным Стародуского полка Захарием Искрой выглядел так :" живопись на икостасе академической кисти; под царскими вратами образ Успения Богоматери в серебряной вызолоченной; в алтаре на иконах и во всем икостасе венцы над святыми - серебряные и позолоченные ".

При богослужении каждая церковь использовала старопечатные, часто и рукописные, книги, датированные 17 веком: Евангелие, октоцхи, постные и цветные триоди, апостолы,служебные минеи; и серебряную церковную утварь: напрестольнве кресты, потиры,кадила,чаши.

Использованная литература:

1.Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приос. кн. изд.,1990

2.Отечественная церковь по статистическим данным 1840 по 1891 г / сост. Преображенский,- 1897г.

3.Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигоа,1873, кн.7.

4.Алфавитный список церквей Черниговской епархии / Труды Черниговской губернской архивной комиссии.- Чернигов,1908, вып.7.

Аннотация

Метрические книги с записями рождений, бракосочетаний и смертей по церквям сел и деревень Стародубского уезда