Научно-практическая конференция "Брянщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Люди. События. Факты"

Архивные документы Локотского самоуправления как ценный источник по истории коллаборационизма на территориях, оккупированных немецкими захватчиками в период Великой Отечественной войны.

(12+) Локотская республика – пример эксперимента немецкого командования по созданию автономного округа самоуправления со своей вертикалью власти, партией, идеологией, хозяйственной структурой, оказавшегося жизнеспособным формированием и просуществовавшего более 2–х лет. Долгое время история возникновения и деятельности Локотского округа оставалась за пределами интереса историков, это было обусловлено рядом причин и обстоятельств. Во-первых, само существования такого острова коллаборационизма в центральном округе противоречило общепринятой идеологеме, что весь советский народ, как один человек, поднялся на борьбу с немецкими захватчиками. В связи с этим упор исследователями делался на изучение военных операций, подвигов советского народа, личностей героев Великой Отечественной войны. Кроме того, документы Локотского самоуправления, являющиеся одним из ценнейших источников по изучению деятельности округа, находились на закрытом доступе – были засекречены. Сейчас ориентиры сместились, поэтому перед историками современности встает ряд первостепенных задач: изучение документов Локотской «республики», обобщение опыта её существования, осмысление причин возникновения и гибели.


Материалы Государственного архива Брянской области по истории Локотского самоуправления на территории Брянщины в годы ее оккупации немецкими захватчиками, представляют собой обширный круг исторически ценных документов, являющихся неотъемлемой частью документальной истории Великой Отечественной войны.


Все эти документы условно объединяются в два огромных массива. Один массив составляют документы, возникшие в послевоенное время в результате работы советских органов власти, деятельность которых была направлена на исчисление ущерба, нанесенного Германией Советскому Союзу. К этому же массиву присоединяются документы партизанского движения, освещающие деятельность Локотского округа. Ко второму разделу относятся материалы, возникшие в результате деятельности Локотских органов власти, действовавших на Брянщине в период немецкой оккупации.


Первый массив представляют следующие архивные документы:

  1. Акты по учету ущерба, причиненного немецкими захватчиками гражданам Севского района за 1943 г.
  2. Докладные записки командиров и комиссаров партизанских отрядов и формирований, действовавших на территории округа: донесения, разведсводки, агитационные материалы.

Вышеуказанные документы отражают следующие аспекты деятельности Локотского округа на территории Брянщины в годы Великой Отечественной войны:

  • в актах перечислены места массовых расстрелов мирного населения, имеются списки замученных немецкими захватчиками советских граждан, есть данные о количестве убитых по населенным пунктам, материальных потерях района в целом.
  • документы партизанского движения содержат достаточно подробную информацию по истории Локотского округа. Так, например, в записке руководителя брянского штаба партизанского движения Александра Павловича Матвеева, имеется попытка выделить причин возникновения таких органов власти именно в данном районе под патронажем немецкого командования в 1941 г. Матвеев в своем докладе указывает: «В первые годы революции население района… находилось всецело под влиянием кулачества…. В годы сталинских пятилеток район очистился от основной массы кулачества и романовской челяди. Однако идеологическое наследство последних заметно давало о себе чувствовать и после, это несколько невыгодно выделяло район из среды соседних». Даны характеристики и биографии основных лидеров самоуправления К.П. Воскобойника и Б.В. Каминского. При всем богатстве данный источник в полной мере идеологизирован, поскольку составлялся в годы советской власти. На это указывают такие обороты партизанского лидера, как «чуждый элемент», «антисоветчина» и др.

Второй массив имеющихся в госархиве документов по истории Локотского округа составляют документы, возникшие в ходе его непосредственной деятельности. Когда Б.В. Каминским в связи с приближением фронта было принято решение об эвакуации округа (приказ №232 от 5 августа 1943 г.), часть документов была уничтожена, наиболее ценные архивы вывезены в Белоруссию, а затем в Германию, небольшая толика (в основном это документы хозяйственные, налоговые, судебные ) – оставлена на месте. Эти документы находятся сейчас на государственном хранении в госархиве Брянской области.


На данный момент они рассекречены, находятся на ограниченном доступе и представляют большой исторический интерес. Документы отложились в архивных фондах: «Коллекция документальных материалов периода оккупации Брянской области 1941 - 1943 гг.» , «Локотское окружное самоуправление» , «Севское уездное управление Брянского округа» , «Навлинская районная управа Локотского округа» , фонды волостных управлений и управ Севского района. Деятельность органов власти самоуправления освещала газета «Голос народа» , информация о деятельности Локотского округа содержится в газете «Севский листок» и другой прессе «оккупационного периода».


По состоянию на текущий год все документы, содержащие сведения по истории Локотского автономного округа, рассекречены и находятся на открытом доступе. Однако архив может ограничить доступ к тем документам, которые содержат информацию конфиденциального характера в течение 75 лет с момента создания документа. Срок 75 лет истекает для документов 1941 г. в 2016 г., для документов 1943 г. в 2018 г. Вопрос доступа остается одной из основных проблем во взаимоотношениях между архивом и исследователями данной тематики. Главный аргумент архивов – конфиденциальная информация может породить новые «жертвы ненависти». Основной контраргумент исследователей – соблюдение 75-летнего срока чревато потерей последних очевидцев событий, ввиду чего не будет возможности сопоставить воспоминания и архивные документы.


Благодаря сохранившимся документам Локотского округа можно восстановить процесс возникновения и развития Локотского округа самоуправления.


В первые дни оккупации п. Локоть было образовано местное самоуправление, старостой назначен Константин Павлович Воскобойник. 16 октября 1941 г. оккупационные власти официально утвердили управление Локотской волости.


В декабре 1941 г. Воскобойник направил своего помощника Бранислава Владиславовича Каминского в 2-х недельную поездку в Орел, результатом которой стало преобразование Локотской волости в Локотской район под русским автономным управлением и назначение Воскобойника – бургомистром.


После гибели от рук партизан Воскобойника 8 января 1942 г. самоуправление возглавил Каминский, сумевший завоевать расположение немецких военных властей, которые повысили его статус, преобразовав Локотской район в уезд.


В июле 1942 г. Локотской уезд был реорганизован в Локотской округ. Его территория пополнилась Комаричским и Дмитровским районами, а население составляло более полмиллиона человек. В таком виде он существовал до июля 1943 г., когда Красная Армия перешла в наступление.


Анализ документов, воссоздающих установленную вертикаль власти, позволяют сделать выводы о том, что К.П. Воскобойник поддерживал коллегиальную форму управления, тогда как при Б.В. Каминском вся полнота власти сосредоточилась в его руках.


Еще один вывод касается названия, который получил округ в современной историографии – Локотская республика. Документы показывают, что данный термин не применим к рассматриваемому образованию, поскольку элементы республиканской формы правления сохранялись лишь на низовом уровне – на уровне сельского схода. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находились в руках обер-бургомистра. В условиях военного времени права и свободы граждан постоянно нарушались, процветал антисемитизм.


С вопросом о форме правления в Локотском автономном округе связано рассмотрение его отличий от иных образований на оккупированных территориях.

  1. Главное отличие – Локотское управление, в течение 2-х лет самостоятельно руководя абсолютно всеми сферами жизни округа с более чем полумиллионным населением, показало свою живучесть. В других оккупированных районах Советского Союза органы местного самоуправления были способны решать узкий круг вопросов, являясь лишь вспомогательными придатками немецких комендатур.
  2. В целом сама структура административной системы Локотского окружного самоуправления во многом повторяла систему, практиковавшуюся в других оккупированных районах с той лишь разницей, что вся полнота власти на местах принадлежала органам местного самоуправления, нижестоящие из которых подчинялись вышестоящим (но не немецким комендатурам).
  3. Выборность сельских старост как низшей ступени в системе Локотского самоуправления. Сельские старосты выдвигались на всеобщих сходках и избирались народным голосованием. Причем, нередко выборы были альтернативными в отличие от других оккупированных областей, где выборы старост носили формальный характер, лишь закрепляя назначение старост немецким командованием.
  4. Округ отличает и наличие в нем своей партии. 26 ноября 1941 г. был отпечатан Манифест Народной Социалистической партии России («Викинг»), руководителем которой стал Воскобойник . К концу 1941 г. в Брасовском районе удалось организовать 5 ячеек партии. Германские власти так и не санкционировали создание партии, потому что она провозглашала своей целью борьбу за русское национальное единство, а это могло помешать проведению колонизаторской политики в России.

Подробным образом документы освещают хозяйственную жизнь округа.


В округе к концу 1941 г. заработали основные предприятия: Локотской кожевенный завод, Лопандинский кирпичный завод, валяльная мастерская, 2 электростанции, механические мастерские, кустарные промыслы, подготовлен к запуску Лопандинский сахарный завод и др.


Новая экономическая политика окружного самоуправления копировала социалистическую модель экономики Германии, совмещая 2 сектора: государственный (предприятия, имевшие стратегическое значение, которые находились под контролем обер-бургомистра) и частный (кустарные промыслы, мелкие предприятия, мастерские). Наём рабочей силы осуществлялся через биржу труда и контролировался органами самоуправления.


Так как округ имел ярко выраженную сельскохозяйственную специфику, этому сектору экономики уделялось особое внимание. Колхозная система была упразднена, земля передавалась безвозмездно крестьянам. В ходе проведения данной реформы в первую очередь наделялись земельными наделами жертвы коллективизации, работники органов Локотского самоуправления, бойцы РОНА. . Наряду с частными крестьянскими хозяйствами сохранялась и коллективная форма землепользования - 6 госхозов, специализировавшихся по отраслям земледелия. Об успехах аграрной политики свидетельствует хороший урожай, снятый осенью 1942 г.


Налоговая политика (денежные и натуральные налоги) новой власти носила щадящий характер. При этом их взимание производилось с учетом уже заплаченных налогов в 1941 г. советской власти .


Благодаря усилиям по восстановлению экономики в округе возникла частная торговля, работали базары. Вначале торговля проходила в виде товарообмена, к концу 1942 г. произошел переход к денежным отношениям. На территории Локотского округа имел хождение рубль.


Таким образом, наличие трудовых ресурсов и их заинтересованность в результатах труда, а также усилия администрации по налаживанию экономики дали свои результаты. В отличие от других оккупированных районов здесь произошел запуск предприятий, удовлетворявших запросы не только немецкой армии, но и местного населения.


Восстановление экономики позволило заняться проблемами налаживания культурной жизни. Усилиями отдела агитации и пропаганды, возглавляемым С.В. Мосиным, в районе создали широкую сеть культурно-просветительных учреждений. Так 15 ноября 1942 г. состоялось открытие городского художественного драматического театра им. К.П. Воскобойника. Насколько он был популярен, говорят кассовые сборы: 1 августа 1943 г. состоялась постановка пьесы «Гроза», которую посетило 300 человек . Театры, сельские клубы, кружки самодеятельности были открыты и в других населенных пунктах округа.


Несмотря на все трудности, связанные с войной, в Локотском округе предпринимались все меры по нормализации работы школ и системы просвещения. С 1 ноября 1942 г. вводилось обязательное образование в объеме 7 классов. В случае непосещения учеником школы его родителям грозил штраф в размере 500 руб. К концу 1942 г. В округе функционировало 345 школ, в которых обучалось 43422 учащихся (Голос народа. 1942 г. 5 ноября).


В условиях военного времени наблюдался недостаток медицинских кадров, все они брались под строгий учет. В округе имелось 9 больниц и 37 медпунктов, в которых работали 51 врач и 179 медсестер. (Голос народа. 1942 г. 5 ноября, ф.2521, оп.1, д.3, 23)


Таким образом, в годы оккупации Брянщины (1941-1943) под патронажем немецкого командования и благодаря антисоветским настроениям населения пос. Локоть и прилегающих территорий возникло новообразование – Локотской автономный округ. Его жизнеспособность была обеспечена способностью лидеров наладить соответствующие отношения с немецкой военной администрацией, убедив ее в предоставлении прав автономии, а также умелой организацией политической, экономической и культурной жизнь данного района. Сотрудничество жителей округа с «оккупационными властями» позволило округу стать источником снабжения германской армии и удовлетворять собственные потребности.