Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Холокост: память и предубеждение»

(12+)С 20 по 23 января в Историко-архивном институте Российского Государственного Гуманитарного Университета (г. Москва) при поддержке Правительства Москвы прошла Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Холокост: память и предубеждение», посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста.

На секциях и круглых столах конференции педагоги делились своими методическими разработками и проводили мастер-классы, студенты и школьники озвучивали результаты своих научных и исследовательских работ. Лауреаты XVII Международного конкурса работ «Память о Холокосте – путь к толерантности» были награждены грамотами и памятными призами.

Перед педагогами, работавшими в секции «Использование источников по истории Холокоста в образовательном процессе» выступила главный архивист Государственного архива Брянской области Деревянко Е.В. с сообщением «Холокост на Брянщине в годы ее оккупации немецкими захватчиками в документах архива: опыт работы с педагогами и учащимися».

Вечером 22 января в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» прошел благотворительный вечер «Желтые звезды», в числе гостей которого были государственные и общественные деятели, дипломаты, руководители конфессий и национальных диаспор, деятели культуры, ветераны войны и бывшие узники концлагерей и гетто.

На концерте выступили: народная артистка РФ Ксения Раппопорт, пианистка Полина Осетинская и др., а также оркестр театра «Геликон-оперы» под управлением дирижера Владимира Альтшулера.

Тема «Холокост на Брянщине в годы ее оккупации немецкими захватчиками в документах Государственного архива Брянской области»: опыт работы с педагогами и учащимися».

История Холокоста как беспрецедентного явления и трагической страницы Великой Отечественной войны не может изучаться в учебных учреждениях без соприкосновения с документом как источником исторических знаний. Особенно если эти знания получены не в результате повествования учителя, а в итоге самостоятельного научного исследования учащихся. Добытые подобным образом знания лучше усваиваются и не требуют закрепления.

Архив проводит ряд мероприятий с целью выявления документов, их популяризации и осуществления методической помощи учителям в использовании архивных документов на уроках истории и проведении внеурочных мероприятий в читальном зале архива.

На данный момент мной выявлено 280 документов из 44 архивных фондов, раскрывающих историю Холокоста на Брянщине. В них содержатся сведения о проживания евреев на территории Брянщины до Холокоста; о фактах притеснения евреев в период временной оккупации Брянщины немецкими захватчиками, отъема у них собственности, угона в гетто, уничтожения и их спасения период Великой Отечественной войны и др.

Указанные документы могут и должны использоваться с обучающей, воспитательной, образовательной целями. Приведенные ниже примеры призваны проиллюстрировать данный процесс.

Наиболее доступной, по моему мнению, формой использования документов по истории Холокоста являются выставки документов, ряд из которых сопровождается тематическими экскурсиями. Все они имеют виртуальный формат и экспонируются на сайте госархива. Это позволяет учителям на удаленном доступе привлечь имеющиеся в архиве документы и использовать их на уроках.

Иллюстративный материал выставок лучше воспринимается, кратко и емко формулирует основные характеристики Холокоста на территории кря (области), не требует подготовки к работе с архивными документами, не предполагает фундаментальных знаний по данной теме, может быть использован для школьников среднего звена. Мною опробованы в 6-8 классах средних школ г. Брянска выставки документов по следующим темам: «Оккупационный режим на Брянщине. 1941-1943 гг.», «Памяти жертв Холокоста…», «Невольники III Рейха» и др. Выставки и экскурсии могут сопровождаться всречами с очевидцами событий или их потомками, выездом к мемориальным местам.

В рамках проекта «Архивы – школе» мною был разработан цикл лекций «Я обещал вернуться, мама…», основанный на письмах евреев и представителей их семей военного времени. В лекциях, рассчитанных на аудиторию учащихся младшего школьного возраста, были использованы письма и воспоминания евреев-участников войны и партизанского движения, уроженцев Брянщины: Валентина Динабургского, Ильи Катунина, Давида Драгунского и др. Часть писем была передана нашему архиву Л.Терушкиным, архивистом НПЦ «Холокост», например, письма и открытки Розитты Голдиной. В архиве НПЦ «Холокост» собрана большая коллекция уникальных документов, относящихся к различным субъектам РФ. Многие письма были взяты нами в общинно-благотворительном центре «Хэсэд Тиква» (г. Брянск), часть документов найдена самими школьниками. Таким образом, цикл лекций по письмам военного времени стал результатом взаимовыгодного сотрудничества НПЦ «Холокост», Брянского архива и еврейской общины г. Брянска.

Поскольку в цикл лекций вошли письма уроженцев Брянщины - освободителей Аушвица, взятия Берлина, участников Сталинградской и Курской битв, освободителей Брянского края, участников Парада Победы 1945 г. в Москве и др. - каждое отдельно взятое письмо может явиться не только предметом пристального внимания учителя и быть использовано на уроке, но и стать предметом исследования школьников.

На уроках истории мы предлагаем преподавателям школ использовать аудиовизуальные материалы, например, отрывки из телепередач, снятых архивом совместно с брянскими телерадиокомпаниями. Так за последние годы были записаны следующие передачи: «Начало оккупации на Брянщине», «Холокост на Брянщине», «Антисемитская пропаганда на Брянщине в условиях оккупации", «Оккупационный режим: 1941-1943 гг.», «История Локотского округа» («Первый канал») и др.

Вниманию педагогов может быть представлен ряд научных докладов для конференций и круглых столов местного, регионального и международного уровней по теме Холокоста: «Холокост на Брянщине в документах Государственного архива Брянской области», «Проблемы преподавания истории Холокоста: путь в архив», «Архивные документы Локотского самоуправления как ценный источник по истории коллаборационизма на территориях, оккупированных немецкими захватчиками в период Великой Отечественной войны», «Антисемитская пропаганда как направление нацистской агитационной политики на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории Брянщины по документам ГАБО» и др. Обзоры документальной базы архива по указанным темам, которыми сопровождаются доклады, могут пригодиться для выбора тем поисковой деятельности учащихся.

С целью стимулирования исследовательской деятельности школьников, а также в помощь им и их научным руководителям архив проводит консультации по использованию документальных материалов по истории Холокоста. В прошлом году на Брянщине прошел областной конкурс исследовательских работ школьников по теме Холокоста. Судя по количеству и качеству работ, к теме имеется большой интерес, однако большинству исследований недостает использования документальных источников. Многим учащимся требовалась консультативная помощь: в каких фондах можно найти нужные документы, как правильно цитировать документ, как сделать ссылку на документ в тексте исследовательской работы и др. В помощь юным исследователям мной была разработана «Памятка по работе с документами по истории Холокоста в Брянском государственном архиве». Она применима и для работы в иных областных или краевых архивах РФ.

Наконец, еще одной формой работы архива со школой является методологическая помощь преподавателям учебных заведений. Опыт общения с учителями на семинарах по повышению квалификации, проводимых БИПКРО, показал, что им не хватает знаний по работе в архиве с документами. С целью формирования интереса у педагогов к истории Холокоста на Брянщине совместно с БИПКРО архив запланировал курс лекций по повышению квалификации педагогов «Уроки Холокоста – путь к толерантности», в которых я принимаю активное участие. Он включает знакомство с основами работы в читальных залах архивов, обзор фондов и документов, содержащих сведения об истории Холокоста на Брянщине, урок для преподавателей – мастер-класс по работе с указанными документами. На данный момент обучение прошли учителя истории и гуманитарных дисциплин г. Брянска, Почепского, Дубровского районов. Все они отметили универсальность предложенной темы не только для изучения истории Великой Отечественной войны, но и для воспитательной работы со школьниками. В помощь педагогам, которые заинтересованы в изучении истории Холокоста, мной разработано методическое пособие «Работа с архивными источниками по истории Холокоста на уроках истории (по документам Государственного архива Брянской области)». Его цели: упростить работу учителей по отбору необходимых источников для изучения истории Холокоста; повысить интерес учащихся к научно-исследовательской работе в этом направлении; сформировать у школьников необходимые навыки по работе с документом как основным средством в процессе обучения истории в школе. Наконец, пособие позволило бы преподавателям расширить круг основных форм организации изучения темы Холокоста, выведя их за пределы школы. Методические рекомендации содержат теоретический блок, раскрывающий основные принципы и методологию работы с документами на внешкольных занятиях по изучению истории Холокоста. Практический блок включает правила работы с документами по истории Холокоста в государственных архивах РФ и план проведения внешкольного мероприятия «Семейный портрет на фоне войны» в Государственном архиве Брянской области. Внеурочное занятие ставит своей целью обобщение и систематизацию знаний, полученных на факультативных курсах по изучению Холокоста. Рассчитано на учащихся 10-11 классов. В приложении к методическим рекомендациям имеется комплект документов, находящихся на хранении в государственном архиве Брянской области, включающий в себя пять блоков. И хотя разработанный урок предназначен для школьников, но мы решили провести его и для педагогов, которым предлагается на час стать учащимися и самим поработать с документами, подтвердить имеющиеся знания архивным материалом по теме Холокоста, сформулировать главные выводы, предложить свой план решения творческого задания. В ходе занятий преподаватели очерчивают круг тем для научной работы школьников, знакомятся с методикой организации работы юных исследователей в архиве, получают рекомендации по работе с документами в читальных залах архивив.

Удалось провести данное занятие и среди школьников, обладающих базовыми знаниями по истории Холокоста, - учащимися Лицея №1 и Гимназии №7 г. Брянска. В ходе занятия ребята пробуют себя в роли научных исследователей – историков. Они знакомятся с подлинными документами архива, раскрывающими основные черты Холокоста на Брянщине. Занятие предусматривает воркшоп – работу с фотографиями, хранящимися в архиве и дополненными постерами учебного пособия «Тропою памяти» (Яд Вашем, Израиль, 2012 г.). В ходе урока ребята пробуют дешифровать предложенные снимки и по деталям восстановить ход событий, запечатленных на них. Поскольку сквозным экспонатом занятия является семейство стародубских евреев Либерманов, то школьники прослеживают историю семьи от дореволюционного времени до событий времен оккупации. Очень трогает учащихся история спасения представителя этой семьи Александра Либермана русским писателем И.А. Буниным. Таким образом, дети не просто изучают абстрактные события Холокоста, а проектируют их на жизнь конкретной семьи, жизнь которой они проследили в динамике.

Архивные документы в процессе преподавания темы Холокоста имеют ключевое значение, потому что учителям важнее не только изложить теоретический материал, но и научить школьников с помощью различных методик работы с документами самостоятельно добывать знания, трансформировать полученную информацию, подвергать ее анализу и применять в дальнейшем. Учащимся не навязываются общепринятые стандарты и клише, документ позволяет прийти к соответствующим выводам самостоятельно. А добытые своими силами знания, эмоционально окрашенные подлинными документами в колорит той трагической эпохи, более прочно усваиваются. Нельзя забывать и то, что тема Холокоста связана с формированием мировоззренческих установок школьников, их ценностных ориентиров и жизненных позиций, а процесс преподавания такого курса нацелен на понимание ими своего долга как граждан современного демократического общества.

Деревянко Е.В.

Фото