Семинар-совещание «Роль дополнительного образования детей и молодежи в гражданско-патриотическом воспитании»

(12+) 3 июля на площадке МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова» (г. Брянск) состоялся семинар-совещание «Роль дополнительного образования детей и молодежи в гражданско-патриотическом воспитании» в Центральном Федеральном округе, в котором приняли участие представители Москвы, Калуги, Брянска, Липецка, Орла, Тамбова, Ярославля, Владимира и других регионов.

В центре внимания педагогов были вопросы формирования ценностных ориентиров молодежи, его толерантного сознания и исторического мышления, а также уважения к культурным ценностям родного края. Учителя школ и дополнительного образования поделились свои опытом, практиками развития гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях современного российского общества. Главный архивист ГКУ БО «ГАБО» Деревянко Е.В. представила сообщение «Деятельность архива по формированию гражданской позиции учащихся».

Главный архивист
ГКУ БО ГАБО
Деревянко Е.В.

Деятельность Государственного архива Брянской области по формированию гражданской позиции учащихся



В конце 2014 года архив приступил к реализации проекта «Архивы – школе», одной из целей которого является формирование гражданской позиции у школьников.

Данная цель может быть реализована через выполнение конкретных задач, стоящих перед архивом:

- создание информационного поля в сфере сохранности культурных и исторических ценностей родного края;
- реализация обучающих, просветительных, интерактивных проектов для школьников, направленных на воспитание гордости и любви к своей малой родине;
- сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к архивному наследию
- формирование толерантного отношения к представителям иной культуры, религии.

В ходе реализации данных задач архивом был проведен ряд мероприятий.

Для учащихся начальной школы разработаны лекции «Знакомство с историей города Брянска», «История вокруг нас», «Легенды старого Брянска», «Архитектурные образы г. Брянска», «Со старой фотографией по Брянску». На первом занятии дети в форме путешествия во времени знакомятся с различными историческими эпохами и ключевыми моментами прошлого родного края. Второе занятие предусматривает виртуальную прогулку по памятным местам города Брянска, знакомство с памятниками и событиями, которым они посвящены. Три последние лекции основаны на сохранившихся фотографиях города Брянска конца XIX – начала XX вв., с помощью которых осуществляется попытка воссоздать образ города на рубеже веков. Все лекции предусматривают использование презентаций. Мероприятия были проведены в 1-х классах МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Школа № 45» г. Брянска, 8-9-х классах Снежской школы. По итогам уроков учащимся было предложено выполнение самостоятельных творческих проектов «Моя малая Родина – Брянск». Все подготовленные проекты с использованием фотодокументов архива и современных фотографий памятников города Брянска составили общую выставку. Внимание к истории родного города, его культуре, памятникам архитектуры призвано сформировать у младших школьников чувство сопричастности, понимания себя как части единого социокультурного феномена – своей малой родины.

Еще одним направлением деятельности архива в реализации проекта «Архивы школам» является разработка лекций из цикла «Я обещал вернуться, мама…», посвященного 70-летию Победы. Так были разработана лекция для учащихся начальной школы: «Письма с фронта» и проведена в 1-х, 2-х, 3-х классах МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска, а также лекции «Оригами войны», «Треугольники-письма» для учащихся средних школ. Первую из них прослушали учащиеся 8-х классов МБОУ «Школа № 8» г. Брянска. Вторая предназначена для учащихся 7-х классов МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска. Еще одна лекция «Письма с фронта» была разработана ЦДНИБО и проведена для учащихся 8-х, 9-х классов Снежской гимназии. Все мероприятия сопровождались презентацией и демонстрацией архивных документов: писем, дневников, воспоминаний военных лет, фотографий участников Великой Отечественной войны. В конце занятий школьники попробовали сами написать фронтовые письма и сделать конверты-треугольники. Эти творческие работы были использованы при подготовке виртуальной выставки, посвященной 70-летию Победы. В рамках проведения военно-патриотического месячника, посвященного празднованию Дня Российской армии, сотрудниками госархива была организована встреча младших школьников Гимназии №7 г. Брянска с бывшими воинами-интернационалистами, задействованными в военных конфликтах XX в. беседа «Жить – Родине служить» дополнялась фотодокументами из фондов ГАБО: снимками боевых действий в Афганистане, Чечне, Приднестровье, их участников, мирного населения и др. Формирование гражданской позиции школьников не представляется возможным без знакомства учащихся с подвигами представителей поколения Великой Отечественной войны и военных конфликтов XX в. – участниками боевых действий, партизанского движения, работников тыла.

Патриотическое воспитание, любовь к культурному наследию малой родины реализуются в организации творческих встреч учащихся с представителями литературного сообщества г. Брянска в рамках цикла «Литературная Брянщина». В госархиве прошли три таких встречи. На первой – с участием 10-х классов МБОУ «Гимназия № 6» брянские поэты В.Е. Сорочкин, Л.С. Ашеко, Е.И. Леонова и др. познакомили аудиторию со своими новыми изданиями, прочитали отрывки из лирических произведений, проникнутыми любовью к Родине, жизни, искренностью, гуманизмом. На второй - с участием 7-х классов МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска литераторы не ограничились знакомством учеников со своим творчеством, учащиеся были проинформированы о новом школьном учебнике-хрестоматии «Литературная Брянщина», что вызвало интерес у школьников и их учителя русского языка и литературы. Встреча закончилась вопросами ребят к представителям литературной Брянщины. Третья встреча подытожила год литературы. Школьники Глинищевской средней школы познакомились с новыми изданиями, статьями, альманахами, увидевшими свет в год литературы.

Еще одним направлением деятельности архива в ходе формирования у учащихся гражданской позиции на основе краеведческого материала является организация и проведение обзорных экскурсий и лекций «Знакомство с архивом». Последние подбираются или вновь разрабатываются, исходя из желаний представителей образовательных учреждений. В архиве проводились лекции: «Моя родословная. Первые шаги», «История города Брянска в документах госархива Брянской области», «Из опыта работы с архивными документами», «Прошлое и настоящее брянского архива» и др. В ознаменовании празднования 70-летия Победы в ЦДНИБО прошла экскурсия для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов МБОУ «Гимназия №3» с обзором документов периода Великой Отечественной войны «Добро пожаловать в архив».

Отдельно необходимо остановиться на работе архива с преподавателями средних школ в сфере проведения просветительской деятельности. Ежегодно Брянским институтом повышения квалификации работников образования (БИПКРО) проводятся научно-практические семинары с участием представителей госархива Брянской области по проблемам изучения Холокоста: «Уроки Холокоста – путь к толерантности», «Память и имя». Одной из целей семинаров является формирование уважительного отношения молодежи к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности на примере истории Холокоста. Для облегчения работы преподавателей в этой сфере, архивом разработано методическое пособие «Работа с архивными источниками по истории Великой Отечественной войны (на примере истории Холокоста) на уроках истории (по документам Государственного архива Брянской области)».

Опыт общения с преподавателями помог выявить, какие темы, освещаемые на уроках, нуждаются в привлечении документального материала; занятия по каким темам могут быть проведены непосредственно в архиве на основании имеющейся источниковой базы. Учителя поделились своим видением подготовки и проведения подобных внеурочных занятий. В результате такого сотрудничества появился урок «Семейный портрет на фоне войны и мирного времени» о еврейской семье Либерманов, проживавшей в г. Стародубе до войны. На примере архивных документов школьники узнают о ее судьбе в годы Великой Отечественной войны: нарушении прав, отъеме собственности и, наконец, уничтожении членов семьи Либерманов в ходе расстрела стародубского гетто. Еще одним аспектом формирования гражданской позиции учащихся становится рассмотрение спасения Александра Либермана семьей Бунина. Школьники сравнивают отношение различных людей к политике геноцида евреев: содействующих нацизму, стоящих в стороне, спасавших евреев под страхом собственной смерти и гибели близких.

Еще одним примером преломления уроков Холокоста в сфере прав человека стало открытие выставки «Дорогами памяти», которая экспонировалась в январе-феврале текущего года в Брянском областном краеведческом музее, а сейчас мобильный формат выставки может быть выставлен в любой школе области. Ее посетило более 1000 человек. Школьникам было предложено попробовать себя в роли экскурсовода, предварительно ознакомившись с историей Холокоста на Брянщине и экспонатами выставки. Ребята проводили совместную экскурсию. Новый формат работы, выставочный материал никого не оставили равнодушным. После чего учащиеся написали эссе «Мой Холокост», где изложили свою позицию как граждане современного демократического общества, способные поставить правильный диагноз потенциальной угрозе, а также противостоять ей.

Таким образом, формирование гражданской позиции у молодежной аудитории это сложный, многоступенчатый процесс, в котором архив играет одну из ведущих ролей, что должны учитывать педагоги средних, профессиональных и высших учебных заведений. Документы периода репрессий 30-х гг. прошлого века, Великой Отечественной войны, материалы о культурном, архитектурном и историческом наследии родного края, хранящиеся в архиве, могут и должны сыграть в этом не последнюю роль. В этой связи новые формы работы учащихся - опыт исследовательской деятельности на основе архивных документов, проведение творческих вечеров с представителями исторического, литературного, культурного сообществ на базе архива, совместные экскурсии – всё это призвано облегчить работу педагогов по формированию толерантности и гражданской позиции их подопечных.