Стародуб. История изучения и история основания города.

Н.Е. Ющенко,
главный архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.

Краткий обзор истории исследований Стародуба и его окрестностей.

(12+) Город Стародуб входит в десятку древнейших городов Российской Федерации. Первые упоминание города в Лаврентьевском летописном своде относится к последним десятилетиям 11 века и связано с деятельностью великого князя киевского Владимира Мономаха1. И уже в этих сведениях Стародуб выглядит как вполне уже сформировавшийся город-крепость, способный выдержать более чем месячную осаду объединенных сил самых сильных в то время на Руси дружин – киевской и переяславской.

Однако, долгое время в исторической науке оставался не выясненным целый ряд вопросов, связанных с выяснением не только времени и обстоятельств фактического основания Стародуба, но, даже и месторасположения первоначального города2. Только в результате систематических археологических исследований на территории самого Стародуба, проведенных в 1980-х гг. под руководством д.и.н. БГУ Е.А.Шинакова и зав. отделом археологии БГОКМ Н.Е.Ющенко, удалось доказать, что Стародуб был основан на территории современного города, в урочище Солдатская Гора. При археологических раскопках удалось также обнаружить, что материалы и культурный слой середины 10 века распространены на площади более 23 гектаров3. Причем, во всех раскопах (а их суммарная площадь составила свыше 700 м2) было отмечено наличие только культурного слоя, относящегося к древнерусской археологической культуре при полном отсутствии даже следов роменского слоя (слоя, содержащего находки славянского – дорусского, племенного времени).

Итоги археологического изучения древнего Стародуба привели к выводам, что уже в середине 10 века (т.е. ок. 940 – 960 гг.) Стародуб представлял собой развитый, с довольно многочисленным для того времени населением город. Однако вопрос о времени основания Стародуба тогда так и не был решен. Только благодаря проведению интенсивных археологических разведок в бассейнах рр.Вабли и Снови, удалось придти к выводу, что Стародуб возник на незаселенной славянами территории – в межграничной зоне между северянами и радимичами и изначально являлся русским поселением, не имевшим славянской предыстории4.

Сопоставление письменных (в первую очередь – летописных) источников, касающихся начальной истории Русского государства и результатов археологических исследований Стародуба и Среднего Подесенья в целом, позволило вполне логично связать историю зарождения Русского государства с историей возникновения города Стародуба, найти ему место в тех исторических процессах, которые происходили в конце 9 – 11 вв. в Среднем Поднепровье.

Возникновение Русского государства – Русской земли и основание города Стародуба.

События, предшествующие рождению Русского государства и основанию Стародуба начались еще 862 году, когда, по словам летописца Нестора, племена ильменских словен, кривичей, чуди и веси пригласили на княжение варяжского конунга (князя) Рюрика. Рюрик прибыл на княжение со своими дружиной и родом, который назывался «русь». Однако, Рюрик никакого государственного образования на севере Восточной Европы не создал, да и создать не мог, так как полномочия князя были ограничены договором со старейшинами или вождями пригласивших его племен. В 879 году Рюрик умер, а спустя три года его родственник и воевода Олег5 с малолетним сыном Рюрика – Игорем и большой дружиной отправился из Новгорода на юг и в 882 году пришел в полянский город Киев на правом берегу Днепра. Заняв город, Олег объявил Киев «матерью городов русских». Тогда же Олег освободил киевлян и всех полян от выплаты дани Хазарскому каганату. На следующий, 883 год, Олег во главе русской дружины совершил поход на кривичей и обязал их ежегодно выплачивать дань Киеву. В 884 году Олег с дружиной отправился в землю северян, которых также освободил от хазарской зависимости, обложив «легкой данью» в пользу Киева. Через год, в 885 году, Олег с дружиной отправился из Киева на север к радимичам. Они также были освобождены от хазарского подданства и обложены относительно небольшой данью для Киева.

Однако сбор дани в те времена имел свои особенности. Они заключались в том, что не подданные племена доставляли собранную дань в Киев, а сам киевский князь лично во главе своей дружины осенью, когда уже был собран урожай и начинался сезон охоты на пушного зверя, отправлялся в поход за данью. Этот способ сбора дани назывался «полюдье».

Таким образом, вскоре после похода на радимичей, поздней осенью 885 или 886 года, Олег во главе дружины должен был отправиться в первое «полюдье» -- собирать дань с покоренных племен. Маршрут полюдья начинался в Киеве и шел на север вдоль Днепра до Смоленска. Затем, дружина должна была перейти через водораздел в верховья Десны и спуститься вдоль реки на юг до современного села Хотылево. С этого места маршрут полюдья, для того, чтобы исключить движения дружины по густо населенным племенным территориям, переходил на верховья Судости, вдоль которой княжеской дружине нужно было пройти до устья правого притока Судости – реки Вабли. Далее, дружина должна была идти вдоль Вабли и ее притока речки Бабинец на восток до современной деревни Мытничи, после чего, маршрут полюдья пересекал водораздел до речки Титвы и поворачивал на юг, проходя по правому берегу Титвы, а затем и реки Снови до впадения ее в Десну. К этому времени уже начиналась весна, лед на реках вскрывался и княжеская дружина на ладьях-моноксилах (однодревках), нагруженная собранной по пути данью, по Десне возвращалась в Киев. На прохождение всего маршрута уходило около 6 месяцев – с ноября по апрель. Во время полюдья, князю и его дружинникам приходилось передвигаться по лесным тропам, преодолевать снежные заносы, противостоять морозам. Для того, чтобы это путешествие, проходившее в таких сложных условиях, оказалось успешным, по пути следования дружины были киевский князь Олег устраивал пункты для ночевки и обогрева дружинников – так называемые становища. Расстояния между становищами не превышали дневного пешего перехода. Некоторые из таких становищ становились погостами, то есть местами куда вожди и старейшины местных племен перед прибытием киевской дружины свозили свою часть дани. Как правило, вокруг этих становищ и погостов возводились примитивные укрепления, на случай нападения воинственных славянских ватаг. Хотя нужда в этих становищах и погостах появлялась только раз в году, по-видимому, в остальное время там кто-то должен был поддерживать порядок и следить за их состоянием. Наиболее вероятно, что это поручалось представителям обитавших в относительной близости славянских племен.

Одновременно с этим, между зимними княжескими вояжами за данью, великий киевский князь Олег много времени уделял формированию территории своих владений. Под контроль киевского князя, в первую очередь, вошла территория, занимаемая племенным объединением полян и расположенная, преимущественно, на правом берегу Днепра вокруг Киева. Вскоре, были подчинены и западные северяне, обитавшие на левом берегу Днепра вдоль нижнего течения Десны в отрыве от основной территории северянского племеннного союза. Затем, киевским князем Олегом была освоена и присоединена к своим владениям узкая полоса вдоль рек Снов, Бабинец и Вабля (до ее нижнего течения). В связи с этим, некоторые становища и погосты, расположенные вдоль этой полосы превращались в небольшие крепостицы и городки, ставшие опорными пунктами зарождавшегося Русского государства. В дальнейшем, в летописных сводах эта, подвластная Олегу территория, стала называться Русской землей.

В это же время становятся городком и становище/погост Стародуб. Все это произошло очень быстро – в течение нескольких лет – в период с 882 года по рубеж 9-10 вв. Причем, вслед за княжескими дружинами на новые, еще не обжитые и незаселенные земли шли земледельцы, ремесленники, строители из Киева и его округи. Об этом говорят, в частности, гидронимы (названия речек), которые новопоселенцы «принесли» с собой из-под Киева – р.Ирпа (от р.Ирпень – правый приток Днепра), р.Бабинец (от р.Бабинец – правый приток р.Круча – правый приток р.Здвиж – правый приток р.Тетерев – правый приток р.Днепр), р.Вабля (от р.Вабля – левый приток р.Здвиж – правый приток р.Тетерев – правый приток р.Днепр)6. Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод о том, что первыми постоянными жителями Стародуба и его окрестностей стали выходцы из Киева и его ближайшей округи.

Спустя 40 – 60 лет, Стародуб становится уже довольно значительным городом, раскинувшимся на площади более 25 гектаров, центром Стародубской волости, входившим в Сновскую тысячу. Его значение постоянно возрастало: от становища/погоста – до важной пограничной крепости на северо-восточной границе Русской земли. От Стародуба русские дружины ходили на вятичей, на «неразумных хазар» и, наконец, в Залесье, где были основаны такие города как Владимир, Суздаль, Москва. Приняли участие в освоении Руси Залесской и выходцы из Стародуба. Они заложили на берегах Оки и Клязьмы два городка, которые назвали в честь своей малой родины Стародубом (Ряполовским) и Стародубом (Вотским). Через Стародуб пролег важный торговый путь из Киева в Волжскую Булгарию и далее – в Среднюю Азию7.

В настоящее время, когда основная часть древней Русской земли находится в пределах независимой Украины, Стародубу выпала доля остаться единственным городом в Российской Федерации, сохраняющим историческую и территориальную связь современной России с ее колыбелью – Русской землей.



  • 1. ПСРЛ, т. 1, М. 2001, стб.: 230 – 231, 248.
  • 2. См. напр.: А.Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т. 1. Полк Стародубский. Киев. 1888, Стр. 112; АКР. Брянская область. М. 1993, стр. 223.
  • 3. АКР. … стр. 225 – 226. Архив ИА РАН: 9012. Отчет о работах Брянского отряда Новгород-Северской экспедиции ИА АН СССР и ИА АН УССР в 1982 году. 10032. Куза А.В. Коваленко В.П. Отчет о работах в г Стародубе; 10109. Шинаков Е.А. Отчет о работах Брянского отряда Новгород-Северской Экспедиции ИА АН СССР и ИА АН УССР в Брянской области.; 12194. Ющенко Н.Е. Отчет о разведках на территории Стародубского района.
  • 4. 11048. Отчет о работах Брянского отряда Новгород-Северской экспедиции ИА АН СССР и ИА АН УССР в Брянской области в 1985 году. 10109. Шинаков Е.А. Отчет о работах Брянского отряда Новгород-Северской Экспедиции ИА АН СССР и ИА АН УССР в Брянской области. 11715. Отчет о работах Брянского отряда ИА АН СССР и БГПИ в Брянской области в 1986 году. 11879. Отчет о раскопках Стародубского отряда ИА АН СССР и БГПИ на территории г. Стародуба, селище Левенка-III, курганов у с. Суховерхово и в с. Крюково в Стародубском районе Брянской области в 1987 году. 12194. Ющенко Н.Е. Отчет о разведках на территории Стародубского района. 17983. Отчет о раскопках и разведках в г. Стародубе и Стародубском районе в 1988 году. Результаты этих археологических разведок позволили существенно скорректировать представления о территории и конфигурации границ Русской земли, бытовавшие в науке до 1980-х гг. (см.напр. А.Н.Насонов. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М. 1951.).
  • 5. Олег (? – 912(922)) Первый киевский и русский князь, основатель Древнерусского государства (Киевской Руси). После похода на Константинополь в 907 году получил прозвище Вещий.
  • 6. Все перечисленные гидронимы (Ирпень, Вабля, Бабинец) находятся на расстоянии до 50 км к западу-северо-западу от исторического центра Киева, причем речки Вабля и Бабинец находятся на расстоянии до 12 км друг от друга на территории современного Бородянского района Киевской области.
  • 7. После исчезновения Хазарского каганата торговые пути ведшие на восток и проходившие в степной зоне оказались под ударами кочевников. Поэтому торговые пути сместились в лесную зону. Об этом говорит и цепочка кладов с дирхемами 10 в. (в частности два клада 10 века с дирхемами и украшениями, обнаруженными у с.Бобрик на р.Вабля, а также фрагмент медного котла булгарского типа из городища у с.Рябцево). На север, в лесную зону, вслед за перемещением торговых путей, переместились и еврейские купцы-рахдониты, которые по утверждению А.Я.Гаркави к 11 веку в Стародубе сформировали влиятельную еврейскую колонию, взявшую под контроль этот торговый путь («евреи городов Киева и Стародуба происходят от первейших вельмож Иегуды и Иерушаляйма. О них то говорили: из Киева исходит поучение, а слово божие – из Стародуба»).