И.И. Гедройц. Вся жизнь – на сцене.

(12+) Игнатий Игнатьевич Гедройц родился 10 июля 1901 г. в с. Пролысово Трубчевского уезда. По воспоминаниям сестры Игнатий с детства обладал музыкальным слухом и прекрасной памятью. Очень рано начал посещать концерты московских артистов оперетты, приезжавших во Владимир, куда семья переехала в 1903 г. Имел множество других увлечений – футбол, велосипед, теннис, но музыка всегда была на первом месте. После смерти отца в 1917 г. Игнатий вместе с матерью переехали в г. Трубчевск. Школу пришлось совмещать с работой. С сентября 1918 г. он стал работать в нарсуде 3-го участка Трубчевского уезда помощником секретаря. Затем – сотрудником Трубчевского уездного отдела народного образования в Тео-секции [1].

Здесь же в Трубчевске Гедройц вместе с товарищами стали создателями театрального коллектива. Артист вспоминает: «Из запущенного полуразвалившегося амбара группа энтузиастов собственными силами сделала театральное помещение. Подобралась группа: председатель райсовета, педагоги, два бухгалтера, секретарша, модистка, врач, аптекарь, школьники и т.д. На улицах города запестрели афиши с заголовком «Театр Трубчевского наробразования». После уроков в единой трудовой школе я бегом отправлялся на репетиции. Ими руководил профессиональный провинциальный актер, значившийся на афишах: «Свободный художник И.Н. Шакин». Чего мы только не ставили под руководством «свободного художника!». В нашем репертуаре были агитационные пьесы-боевики, оперетты, водевили с пением и переодеванием, классические трагедии и комедии. Театр имел в городе большой успех» [2].

Приезд в 1921 г. в г. Трубчевск артиста Московского театра комедии А.С. Кораблева сыграл решающую роль в судьбе Игнатия. В конце 1923 г. он переезжает в Москву и становится артистом опереточного коллектива под руководством Горева. После окончания летних гастролей в Киеве Гедройц перешел в 1924-1925 гг. в коллектив передвижного театра сатиры «Крокодил». Следующий сезон 1926-1927 гг. он гастролирует с ансамблем музкомедии под руководством Бориса Фасмана. Зимний сезон 1927-1928 гг. Гедройц проводит в группе Харьковской оперетты. Для Игнатия это уже были уверенные шаги, большая работа над ролями, над вокальной стороной партий. Его талант был замечен осенью 1928 г. И. Гедройц получил приглашение в Московский театр оперетты, где состоялась его премьера в оперетте Фримля «Роз-Мари», где он исполнил роль Германа. Вот что пишет критик в журнале «Новый зритель» после его первого спектакля в театре. «Не успела просохнуть краска на фамилии Данилевского в афишах и программах, роль Германа сыграл Гедройц. Сыграл не хуже, чем играли эту роль до него – и опять по новому» [3]. С 1929 г. началась концертная деятельность И.И. Гедройца. Он исполнял также романсы и песни. Появился знаменитый дует с актрисой театра О.Н. Власовой, пользовавшийся большой известностью и любовью публики. Все слушатели страны знали эти имена. И.И. Гедройц также неоднократно посещал Брянск и Бежицу, выступая в опереттах и концертах.

Во время Великой Отечественной войны И.И. Гедройц в составе одной из первых концертных бригад выступал в воинских частях. Газеты военных лет писали о выступлениях артистов. Газета « Героический штурм» от 18 августа 1941 г.: «С огромным успехом проходят концерты первой фронтовой бригады артистов московских театров и государственной эстрады в подразделениях нашей части. В ее составе мастер художественного слова заслуженный артист РСФСР В.Я. Хенкин, исполнительница русских народных песен Л.А. Русланова, артисты М. Гаркави, Гедройц, Ткаченко и др.

Прекрасное исполнение талантливейших мастеров нашего советского искусства у каждого слушателя вызывает бодрость, прилив новой энергии, сил для дальнейшей борьбы с врагом...» [4].

Газета «Во славу Родины» от 24 сентября 1941 г.: «С большим успехом прошел концерт первой фронтовой бригады мастеров искусств. Артисты Московского театра оперетты Екатерина Калашникова и Игнатий Гедройц отлично исполнили дуэты из оперетт «На берегу Амура» и «Золотая долина», вызвав шумное одобрение бойцов и командиров, присутствовавших на концерте» [5].

В Московском театре оперетты И.И. Гедройц проработал 32 года. Целая галерея образов была создана им за эти годы. Вслед за Германом из «Роз-Мари» последовали Бони из «Сильвы», Наполеон из «Баядерки», Зупан из «Марицы» и позднее – оперетты «Летучая мышь», «Фиалка Монмартра», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Поцелуй Чаниты», «Свадьба в Малиновке», «Полярные страсти», «Холопка», «На берегу Амура» и др. Он считался одним из самых ярких актеров в амплуа простаков. Созданные им образы всегда отличались непринуждённостью, пластичностью и отточенной техникой.

Помимо артистической деятельности И.И. Гедройц не оставался в стороне от организаторских работ, «обладая жизнерадостным подвижным характером» по воспоминаниям сестры. Долгое время он был председателем месткома театра, членом цехкомитета по бытовым вопросам, членом худсовета тетра. Много раз избирался от коллектива театра членом избирательных комиссий для проведения выборов, занимая в районных избирательных комиссиях разные должности [6].

И.И. Гедройц закончил свою артистическую деятельность в 1959 г. и с 1-го января 1960 г. ушел на творческую пенсию. Здоровье его к этому времени пошатнулось, но до последних дней он интересовался жизнью театра. Смотрел все новые постановки, следил за появлением молодых талантливых артистов в театре.

11 декабря 1961 г. И.И. Гедройц скоропостижно скончался [7]. Он оставил после себя множество замечательных и искрометных ролей и добрые воспоминания у тех, кто его знал и восторгался его искусством.

Источники:
1. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.1. Лл. 1-2 об.
2. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.3. Л. 2.
3. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.1. Л. 5 об.
4. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.3. Л. 3 об.
5. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.3. Л. 4.
6. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.1 Лл. 6 об., 7.
7. ГАБО. Ф. 2870. Оп. 1. Д.1. Л.7 об.

Начальник отдела публикации и
использования документов ГКУ БО ГАБО
М.М. Горбачева