От Кудеярова кургана к Чашину.

(12+) Чашин курган располагается в северо-западной части города Брянска, на территории Советского района. Он представляет собой холм, расположенный на крутом правом берегу р. Десны, неподалеку от впадения в неё р. Болва, на вершине которого сохранился древний оборонительный вал. Археологический комплекс Чашина кургана состоит из остатков городища и группы селищ. С начала 1980-х считается, что именно здесь возник древний Брянск. От условной датировки основания городища – 985г., ведется исчисление возраста Брянска. Иногда Чашин курган соотносят с летописным древнерусским городом Оболовь, точное местонахождение которого до сих пор точно не установлено.

Древнее поселение на Чашином кургане окружали глубокие овраги и густой лес. Во времена, когда хороших дорог не было, их роль выполняли реки. Поселение находилось на развилке двух древних и важных торговых путей. По рекам бассейна Днепра и его притока Десны киевские князья осуществляли свои военные походы и сбор дани. Советский археолог и академик Б.А. Рыбаков считал, что Десна выступала в роли естественной границы между племенами вятичей и радимичей, причем Брянск находился на земле радимичей[1].

Сведения об археологическом исследовании Чашина кургана впервые обнаруживаются в 1893 году, когда в Императорскую археологическую комиссию поступило обращение от крестьянина Ивана Морозова, просившего разрешить ему возобновить раскопки в с. Городище Брянского уезда, остановленные становым приставом[2]. Целью раскопок Морозов назвал «отыскание клада»[3]. Археологическая комиссия отказала ему и первоначально обещала оказать помощь орловским исследователям и выделить для проведения раскопок своих специалистов – археологов А.В. Башкатова и П. И. Мисюро. Однако в итоге своего обещания комиссия не выполнила, аргументируя это тем, что Чашин курган может оказаться вовсе не курганом, как следовало из его названия, а насыпью «совсем другого назначения»[4]. Местным исследователям было предложено самим исследовать место раскопок; это поручили членам Орловской ученой архивной комиссии Ф. Ф. Похвалинскому и В.А. Казанскому, которые в начале мая 1894г. выехали в Брянский уезд.

Осмотрев Чашин курган, Ф.Ф. Похвалинский и В.А. Казанский пришли к заключению, что это вовсе не курган, а древнее городище, которое при дальнейших исследованиях «даст немало археологических сокровищ»[5]. Действительно, жители с. Городище, располагавшегося рядом с курганом, в разное время находили здесь большие замки, меч, топор и другие предметы[6]. Однако среди коренного населения холм довольно однозначно связывался с именем разбойника Кудеяра. В «Брянском вестнике» 1895г. это место именуется «курганом Кудеяра», «неизвестно почему названным кем-то Чашиным курганом»[7].

Согласно местным поверьям, легендарный разбойник был погребен здесь на золотом коне, в окружении несметных сокровищ. Орловская ученая архивная комиссия со своим довольно скудным финансированием[8] мало что могла предпринять самостоятельно, в результате чего курган подвергался разорению со стороны кладоискателей, разыскивавших будто бы зарытые там кубышки с золотыми и серебряными монетами. Упомянутый выше крестьянин Морозов сообщал, что, будучи на заработках близ Новочеркасска встретил старого казака, предлагавшего ему за 100 рублей некую бумагу, где якобы были указаны места с кладами; список этот будто бы достался ему от предка, состоявшего в шайке Кудеяра. Морозов отказался, но одно из названий – Чашин курган, запомнил, и перебравшись позднее в Брянск, приступил к поискам[9].

Довольно скоро у него обнаружились помощники из числа местных, тоже заинтересовавшихся кладом. Работы, начавшиеся в конце мая 1893г. продолжались в общей сложности две недели[10], после чего были остановлены из-за поступившей жалобы населения, недовольного «хищническими раскопками»[11]. За это время на Чашином кургане было найдено множество глиняных черепков и костей животных, кусок медного котла, железный ключ и два больших камня, весом в пуд (16 кг) каждый, на одном из которых была металлическая табличка с непонятными письменами[12]. Далее, углубившись уже на 10 метров, кладоискатели обнаружили прогнувшийся бревенчатый настил, под которым явно была полость. Но продолжать раскопки было затруднительно: свечи гасли, воздух стал удушливым, рабочие чувствовали головокружение[13].

Позднее, уже в советский и постсоветский период, раскопки на Чашином кургане проводились неоднократно (в разные годы раскопки велись под руководством Ф.М. Заверняева, А.А. Амброза, В.Н. Гурьянова, Г. П. Полякова, Е.А. Шинакова). При этом сбор материалов у разных исследователей давал противоречивые сведения.

Много внимания раскопкам Чашина кургана уделял археолог и краевед Ф. М. Заверняев. В 1976-1979гг. брянским краеведческим музеем и Институтом археологии АН СССР, при участии учащихся школы №20 и студентов Брянского педагогического института, под руководством Ф. М. Заверняева были проведены археологические раскопки на Чашином кургане[14], «верхнее селище» которого он считал древнерусским посадом. Результаты более чем оправдали ожидания. В ходе раскопок удалось выяснить, что в случае с Чашиным курганом речь идет действительно о средневековом городе, а не просто поселении. Были обнаружены остатки жилых домов и хозяйственных сооружений, собрано множество изделий и их фрагментов: обломков керамики, украшений, предметов быта (замки, ключи, ножи, ножницы, гребни) и вооружения, конской упряжи, инструментов. На посуде, созданной гончарами поселения, сохранились клейма мастеров, в том числе в виде знаков Рюриковичей. Были найдены и фрагменты стеклянной посуды, которую, как известно, могли позволить себе только зажиточные горожане. Среди предметов были и подтверждавшие торговые связи с другими поселениями: привозные шиферные пряслица, стеклянные и каменные бусы, амфоры, характерные для средневековых городов Крыма и фрагменты киевских амфор из серой глины. Уникальной находкой стало бронзовое писало, указывающее на то, что местным жителям уже была известна письменность[15].

Согласно данным раскопок, поселение на Чашином кургане достигло расцвета к началу XII века. Древний город состоял из детинца и обширного посада. Как было установлено, в городе процветали различные ремесла, торговля. Из болотной руды выплавляли железо, из которого потом делали предметы быта и вооружение. Находки нательных крестов и медной иконки свидетельствуют о том, что жители города к концу XI – началу XII веков приняли христианство.

От напольной стороны поселение отделял вал, еще один вал располагался с юго-западной стороны (за кладбищем бывшего поселка Городище), сразу за которым наблюдалось сильное понижение в рельефе. Вероятно несколько веков назад тут был ров. При этом до 2016 года оборонительные сооружения кургана оставались практически неизученными, а составленный в 1970г. топографический план нуждался в корректировке[16].

В середине XII столетия город в урочище Чашин курган прекратил свое существование, о чем свидетельствует четкий слой пожарища, обнаруженный в ходе раскопок. Причиной сожжения города одни исследователи называют вторжение татаро-монголов, другие – княжескую усобицу. Древнерусские постройки были полностью уничтожены. Новое поселение было отстроено уже ниже по течению Десны, на Покровской горе. В окрестностях Чашина кургана поселение возникло только в XVI веке (с. Городище). Поселок рос, но в состав Брянска он вошел только в 1956 году.

После проведенных под руководством Ф.М. Заверняева раскопок, Институт археологии АН СССР в начале 1980-х подтвердил приближающееся тысячелетие Брянска. К празднованию тысячелетия города газета «Брянский комсомолец» в 1984-1984гг. неоднократно выпускала материалы, посвященные его истории, проводила историческую викторину (причем викторина пользовалась таким успехом, что по просьбам читателей вопросы были напечатаны повторно; в редакцию поступали красочно оформленные альбомы с ответами)[17]. Большое внимание при этом уделялось Чашину кургану, как «изначальной колыбели» Брянска[18].

Современные исследователи, такие как Г.П. Поляков и Е. А. Шинаков, считают, что на месте Чашина кургана существовало открытое торгово-ремесленное поселение, слабое приспособленное для обороны. Никаких кладов на территории Чашина кургана не обнаружено, если конечно таковыми не считать предметы старины, оставшиеся в результате хозяйственной деятельности древнего города, и являющиеся подлинным сокровищем для историков.

Даже спустя десять веков высота валов составляет около 8 метров, а их ширина в основании достигает 18 метров. Как археологический памятник Чашин курган находится под охраной государства. На месте древнего поселения установлен мемориальный знак.


Смагина Д.Ф.,
главный архивист отдела публикации и использования документов ГАБО.


Источники:

1. Заверняев Ф. Год рождения – 985-й // Брянский комсомолец. 1985. № 16 (5767). С. 4.

2. Краснощекова С. Д., Красницкий Л. Н. Археология Орловской области. Орел, 2006. С. 51.

3. Там же.

4. Труды Орловской Ученой Архивной Комиссии. Вып. II. 1894. Цит. по Краснощекова С. Д., Красницкий Л. Н. Археология Орловской области. Орел, 2006. С. 51.

5. Там же, с. 53.

6. Там же.

7. Тиханов П. Н. Хроника // Брянский вестник. 1895. №51.

8. Краснощекова С. Д., Красницкий Л. Н. Указ. Соч. С. 57.

9. Там же. С. 52.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же. С. 52-53.

14. Заверняев Ф. Указ. Соч. С. 4.

15. Там же.

16. Шинаков Е.А., Чубур А.А., Рябчевский Н. Г. Новые данные о времени сооружения укреплений городища Чашин курган // История. Общество. Политика. 2017. №1 (1). С. 92.

17. Заверняев Ф. Указ. соч. С. 4.

18. Там же.


Смагина Д.Ф.,
главный архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.