Стародубские старообрядцы как идейные наследники (последователи) протопопа Аввакума

Чеплянская Е.А.,
ведущий архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.

Ющенко Н.Е.,
историк-исследователь.

Стародубские старообрядцы как идейные наследники (последователи) протопопа Аввакума
(к 400-летней годовщине рождения протопопа Аввакума)

«Хранители старой веры», получившие название старообрядцев, стали появляться на территории Стародубского полка в 70-х годах XVII века. Они бежали из великорусских губерний от преследования властей после церковной реформы Никона, принятой Московским Собором в 1666 году.

Идейным лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров (21.11.1620 – 14.04.1682). Он был противником реформы, и обличал всякое отступление от староцерковных правил, основываясь на принципах аскетизма, служения по древнерусским книгам с использованием восьмиконечного неравносложного креста и двоеперстного сложения. Протопоп Аввакум не считал священными исправленные по греческому образцу богослужебные книги и не раз обращался к царю Алексею Михайловичу о возвращении к старым правилам. За свои убеждения Аввакум подвергался жестким наказаниям, ссылке в Сибирь, однако от своих принципов не отступил и 14 апреля 1682 года вместе с преданными единомышленниками был сожжен в остроге в г. Пустозерск.

У протопопа Аввакума было много последователей, причисленных к раскольникам, в среде которых он стал почитаться как священномученик и исповедник. Ещё при его жизни они подвергались репрессиям и вынуждены были переселяться на окраины России и за границу. В их числе были и старообрядцы, бежавшие на Стародубовье. Эта территория привлекала их удалённостью от Москвы, а также близостью польской границы, чем в любой момент можно было воспользоваться. Немаловажным фактором являлось и отсутствие крепостного права. После изгнания поляков в 1654 году здесь установилась Гетманщина – автономное образование с сотенно-полковым делением в составе Русского государства. В 1663 году в северной части Гетманщины был образован Стародубский полк, где с 1670-х по 1715 гг. возникло несколько старообрядческих слобод.

Одна из версий (впрочем, достаточно противоречивая и спорная) появления старообрядцев на Стародубовье содержится в «Истории о бегствующем священстве», написанной раскольником-беспоповцем Иваном Алексеевым в 1755 г. «…Некто бывый в Москве поп именем Козма службу имеяй в церкви Всех Святых на Кулишках, видя належания (притеснения), совет положи с духовными детьми отъити в стародубские приделы: бяше бой ему на той час стародубский полковник зело знаем и друг – Гавриил Иванов, его же в некоторых напастех укрываше…Полковник же Козму попа, любовное приятство всем сущим с ни показа и на прошение их, написа лист, посла их к атаману курковскому Ломаке, повелевая листом оным отвести им на жительство место, нарицаемое Понуровку…». Это был один из первых населённых пунктов, в котором в 1670-х гг. поселились старообрядцы

Козьма пользовался у старообрядцев непререкаемым авторитетом как священник-москвич – представитель староправославного духовного центра. Он допускал признание старообрядцами священников-никониан в том случае, если бы они при службах пользовались старопечатными книгами и старинными церковными обрядами. В дальнейшем последователи Козьмы оформились в старообрядческое течение беглопоповцев. Учение Козьмы распространялось на как на понуровских староверов, так и на раскольников, живших в соседних селах, деревнях и слободах.

Другой старообрядческий священник Стефан, пришедший на Стародубовье из Белева, воспринимался местными староверами с гораздо меньшим уважением и почитанием, несмотря на свою твердость в приверженности старой вере. Стефан проповедовал неприятие священников «нового рукоположения», даже если последние отказавшись от никонианства перекрещивались в старую веру. Свои взгляды Стефан, поселившийся в с. Замишево, проповедовал среди старообрядцев Митьковки, Синего Колодезя и Белого колодезя.

С последней четверти XVIII века слободы стали возникать одна за другой: Елионка (1684 г.), Воронок (1691 г.), Лужок (ок. 1694 г.), Митьковка (кон. 17 в.), Зыбкая (1701 г.), Злынка (1702 г.), Тимошкин Перевоз (1703 г.), Климова (1708 г.), Чуровичи (1709 г.), Ардонь Чернецкая (1711 г.), Млынка (1712г.), Святская (1714 г.), Клинцы (нач. 18 в.), Шеломы (ок. 1720 г.) и Деменка (1791 г.).

Владельцы земель, на которых обосновались старообрядцы – Киево-Печерская лавра, землевладельцы Рубцы, полковник М.А.Миклашевский и другие, с охотой селили прибывавших великорусских поселенцев в надежде на получение с них в дальнейшем доходов в виде различных податей и платежей. Однако в 1715 году вышел указ Петра I об определении старообрядцев в оклад и причислении к мещанскому сословию, что выводило многие слободы из власти гетманской и полковой старшины.

Формирование жизненного уклада стародубских староверов протекало в тесной связи с общими процессами и идейными течениями, происходившими в старообрядческой среде. В первую очередь, это касалось разделения на поповцев и беспоповцев. Так же, как и протопоп Аввакум, поповцы считали необходимым иметь в старообрядческих церквях своих священников, что проповедовал и первый духовный лидер стародубских раскольников – московский поп Кузьма. Однако с конца XVII до середины XIX вв. в старообрядческой церкви не было своего архиерея, имевшего право возводить в разные степени священства. Это обстоятельство побуждало к привлечению беглых попов и возникновению движения беглопоповцев, что юридически подкреплял указ от 26 марта 1822 года «О попах и молитвенных домах». Согласно указу, старообрядцы могли иметь беглых священников, но с обязательным ведением ими метрических записей. Староверы посада Лужки, являвшиеся сторонниками течения беглопоповцев, не приняли этот указ. Они создали своё «Лужковское согласие», отличавшееся крайней закрытостью. Представители этого течения не должны были общаться с посторонними ни в молитве, ни в пище. Не ходить в чужую церковь, не выполнять присяги, не носить мундиров, не подписываться в чужих бумагах, не принимать никаких нововведений и уставов мирской власти. У согласия появились свои приверженцы не только в Черниговской губернии, но и на Дону, Кавказе, в Сибири и других регионах. Лужки стали называть «Новым Иерусалимом».

Молельная в посаде Лужки. Фото Е.Фролова. 1925 г.

28 октября 1846 г. в г. Белая Криница (Северная Буковина, входившая в то время в Австрийскую империю) первым старообрядческим архиереем был поставлен греческий митрополит Амвросий. Это событие привело к возникновению церковной иерархии и выработке основных идеологических положений старообрядцев-поповцев, объединенных под названием «Белокриницкое согласие», к которому присоединились староверы большинства стародубских посадов: Воронка, Елионки, Святска, Митьковки и др.

В дальнейшем, с целью унификации воззрений старообрядцев и борьбы с ересью, 24 февраля 1862 года группа старообрядческих апологетов разработала и издала «Окружное послание», что привело к разделению последователей Белокриницкого согласия на окружников и противоокружников.

В «Окружном послании» приводился перечень «ложных и баснословных» старообрядческих сочинений, а также утверждение о вечности Церкви и священства, о причинах отделения старообрядцев от церкви, об изображении креста, о Евхаристии, о молении за царя и другие основополагающие моменты, которых должны были придерживаться старообрядцы-белокриничники. Жители большинства старообрядческих посадов поддержали послание и были причислены к окружникам. В числе не принявших послание выступила и часть мещан посада Воронок.

В целом, стародубские старообрядцы – поповцы и беглопоповцы на протяжении более 200 лет сохраняли приверженность своим правилам и догматам, основателем которых был протопоп Аввакум. В 1917 г. он был канонизирован в Белокриницком согласии.

Ещё одну группу стародубских старообрядцев составляли беспоповцы или как их называли «рабы божьи». Один из таких толков появился на Стародубовье в самом начале XVIII века в Ардони, Деменке, Клинцах и других слободах. Это были старообрядцы поморского толка или поморяне. Они отрицали институт священства, утверждая, что после реформы Никона священники не нужны, а спастись можно и без них. В 1728 г. к беспоповцам поморского толка был прислан «для церковных смотрений» Леонтий Феодосьевич.

В середине XVIII века в стародубских слободах значительную роль стали играть и пришедшие «из Польши» беспоповцы другого толка – федосеевцы. Они основали около Злынки Покровскую обитель, а в самой Злынке построили публичную Федосеевскую часовню с колокольней. Затем было возведено еще три часовни – дьяковщинского, поморского и новоженского согласий.

Всего же на Стародубовье насчитывалось до двух десятков различных старообрядческих толков и согласий, часто соперничавших или даже враждовавших между собой.

С появлением единоверческих церквей, имевших целью найти компромисс между официальной церковью и старообрядцами, часть староверов приняла единоверие.


Основание:

Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII – XVIII вв. Киев. 1895. Л.133, 134 – 139.

Ал.Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.1. Полк Стародубский. Белые Берега. 2008. С.496 – 521.

М.В.Кочергина. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760 – 1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск. 2011. С.278 – 283.

Р.И.Перекрестов. Ксенос. Книга I. Клинцы. 2013. С.361 – 362.