«ГУБЕРНИЮ НАЗВАЛИ БРЯНСКОЙ»

К 80-летию образования Брянской области.

Брянский край имеет давнюю, насыщенную событиями историю. Начиналась она с древнеславянских племён в VI-VII веках нашей эры, позднее на берегах Десны был заложен город Брянск, случилось это в 985 году. Тогда же земли нынешней Брянщины вошли в состав Древнерусского государства. В конце XI века край отошёл к Черниговскому княжеству. После разорения татаро-монголами Брянск попал под власть Великого княжества Литовского, а потом и Речи Посполитой. Лишь в XVI веке край вновь вошёл в состав Московского государства. В ХVIII в. Брянщина входила в состав Орловской губернии. В 1783-м году по указу Екатерины II началось строительство Брянского Арсенала, и уже к весне 1785-го года были отлиты первые пушки. Каждая четвертая пушка, находившаяся на вооружении русской армии в Отечественной войне 1812-го года, имела клеймо Брянского Арсенала. В городе также развивались канатопрядильное, табачное, кирпичное, лесопильное и мукомольное производства. К тому времени в городе насчитывалось более 13 тысяч жителей. Со строительством в 1868-м году Орловско-Витебской железной дороги Брянск включается в транспортную сеть России. В 1873-м году в селе Бежица основан рельсопрокатный и железоделательный механический завод, который вскоре становится крупнейшим предприятием по изготовлению паровозов и вагонов. В XVIII—XIX веках началось экономическое оживление края.

Летом 1918 г. Брянский районный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял постановление о формировании Брянской губернии. На 5-ом Орловском съезде Советов в мае 1919 г. вопрос об организации Брянской губернии был внесен в повестку дня. Откликнулись на ходатайство брянских властей и центральные органы. 30 июля 1919 г. своим постановлением НКВД РСФСР предоставил Брянскому уездному исполкому и его отделам права губернских учреждений.

Брянская губерния просуществовала до 1 октября 1929 года, а затем была включена в состав Западной области.

27 сентября 1937 года ЦИК РСФСР постановил упразднить Западную область, разделив её на Смоленскую и Орловскую области. Нынешняя территория Брянской области вошла в состав Орловской области.

В годы Великой Отечественной войны самой героической страницей истории нашего края является партизанское движение. В 27 партизанских отрядах насчитывалось около 60 тыс. партизан. Во главе партизанских соединений стояли партийные и хозяйственные руководители: Алексей Дмитриевич Бондаренко, Михаил Петрович Ромашин, Дмитрий Васильевич Емлютин, Дмитрий Ефимович Кравцов, Александр Иванович Виноградов и другие. Немецко-фашистская оккупация нанесла огромный ущерб Брянщине. Предстояло провести огромную работу по восстановлению народного хозяйства, разрушенного войной.

5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР из территории Орловской области была выделена самостоятельная Брянская область, в состав которой вошло 28 районов. В состав Брянской области вошли города: Брянск, Бежица и Клинцы и районы: Брасовский, Брянский, Выгоничский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жирятинский, Жуковский, Злынковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Понуровский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский и Унечский.

Человеком, фактически создавшим и возглавившим Брянскую область был Александр Павлович Матвеев.

К началу пятидесятых Брянщина постепенно поднималась с колен. Стремительно возводились школы, детские сады, учреждения медицины и культуры, заработал дворец культуры БМЗ, торжественно открылся музей Ф.И. Тютчева в с. Овстуг. В 1957 г. в Брянске пошли первые троллейбусы, а в 1958 г. Брянский сталелитейный завод пустил первую и единственную в мире – наклонную машину непрерывной разливки стали.

В шестидесятые годы Брянщина продолжала преображаться. Восстанавливались районы, красивее становились площади городов и их улицы. В городах и райцентрах Брянской области пролегли газопровод и водопровод, успешно развивалась промышленность. Железные дороги области перешли с паровой тяги на тепловую и электрическую.

Большое внимание уделялось вопросам культуры и сохранению истории нашего края: в парке г. Брянска был установлен памятник А.К. Толстому, зажжен Вечный огонь на площади Партизан, заложен Курган Бессмертия. Были открыты памятники: в п. Сеща памятник героям-интернационалистам подполья, в г. Брянске – единственный в России памятник воинам-водителям.

По итогам работы этих лет 30 января 1967 г. область была награждена орденом Ленина «за активное участие в партизанском движении, мужество и стойкость, проявленные трудящимися Брянской области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, и также за успехи, достигнутые в восстановлении и развитии народного хозяйства».

Шестидесятые годы сменили семидесятые. Брянская область продолжала активно развиваться: прокладывались новые дороги, развивались предприятия промышленности и сельское хозяйство. В эти годы в Брянске открываются цирк, театр кукол, в Трубчевске памятник 1000-летнему юбилею города, создается Музей истории партизанского движения на Партизанской поляне. Брянский государственный областной драматический театр награждается орденом Трудового Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 29 марта 1979 г. город Брянск награжден Орденом Октябрьской революции.

В 1985 г. Брянск торжественно отметил свое тысячелетие. К юбилею города был открыт мемориал на Покровской горе, построены первый в области концертный зал «Дружба» и восстановлен Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина. На улице Советской возникла красивая пешеходная лестница – Бульвар Гагарина (спуск на набережную), была реконструирована и сама набережная. В Бежицком районе появился сквер Пролетарский с фонтаном. В этом году «за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 1000-летием» г. Брянск был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня Брянская область – динамично развивающийся регион с развитой промышленностью и успешным сельским хозяйством. Удобное транспортно-географическое положение даёт возможность региону развивать взаимовыгодное сотрудничество с соседними областями и многими зарубежными партнёрами, а памятники истории и культуры привлекают в наши края всё больше туристов.

Прокрутить вверх