🎭 К 110-летию со дня рождения актрисы Брянского драматического театра М.П. Гермацкой.
Имя Гермацкой было, как сейчас говорят, брендом, знаком качества. Красивая, статная, с гладко зачесанными волосами – она всегда выделялась. Никогда не позволяла себе быть на сцене пошлой, вульгарной. Гермацкая относилась к тому поколению актеров, которое не работало в театре, а служило.
Заслуженная артистка РФ С. И. Сыряная
Мария Павловна Гермацкая родилась 12 декабря 1914 года в небольшой белорусской деревне. Вскоре родители переехали в город Ельню Смоленской губернии. Здесь прошло её детство, обучение в школе. Потом Мария успешно окончила сельскохозяйственный техникум, получила специальность. До поступления в театральное училище, Мария Павловна успела поработать сельской учительницей, чертёжницей в земельном отделе. Но девушка мечтала стать актрисой, ведь и в школьные, и в студенческие годы, когда училась в техникуме, Мария всё свободное время отдавала драматическому кружку.
Марии Павловне было 25 лет, когда она поступила в Смоленское театральное училище. После его закрытия, девушка перешла в Калининское училище. В этом театральном училище педагоги научили Гермацкую важному актёрскому правилу: труд и наблюдательность. И она запомнила его на всю жизнь. Дипломной работой Марии Павловны стала роль Софьи в пьесе М. Горького «Последние». Тогда в училище её работу оценили очень хорошо и, посчитав перспективной актрисой, оставили в местном драматическом театре. Это был 1940 год.
В первые месяцы Великой Отечественной войны молодая актриса Калининского драмтеатра Мария Гермацкая в часы, свободные от репетиций и спектаклей, дежурила в госпиталях, помогая раненым. Вскоре театр стал отправлять в воинские части фронтовые бригады. Мария Павловна вспоминала: «Играли вблизи фронта. Нашей площадкой обычно были сдвинутые кузова грузовиков или большая госпитальная палатка. Как-то играли мы свой спектакль для лётчиков. Играли на поляне, затянутой сверху маскировочной сеткой. Вдруг во время действия дежурный стал выкрикивать фамилии пилотов. Люди молча поднимались и уходили. Через несколько минут над поляной, покачав нам крыльями, пролетели самолёты. Летчики прямо со спектакля отправлялись на задание. Мы понимали, что наше искусство помогает им быть твердыми в бою. Весь сорок второй год провела во фронтовой бригаде, обслуживающей раненых. Играли в уцелевших избах, куда красноармейцев доставляли прямо с фронта…»
В 1946 году М.П. Гермацкая была награждена медалью «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны Мария Павловна работала в Калининском, Оренбургском, Владимирском драматических театрах. Играла в те годы очень много и довольно успешно: Лиза в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Анна Каренина по одноименному роману Л.Н. Толстого. «…Актриса безупречного отношения к делу. Необыкновенной требовательности к себе. Все порученные роли были исполнены на высоком профессиональном уровне и с хорошим вкусом… Актриса Гермацкая с неизменным успехом и убедительностью исполняет роли так называемых молодых героинь, как в классическом, так и в советском репертуаре…» — так говорил про Марию Павловну директор Владимирского драматического театра О. Малютин. С этой характеристикой из Владимира Мария Гермацкая переехала в Брянск в 1951 году, где много лет работала в Брянском областном драматическом театре.
В наш город Гермацкая приехала, когда ее артистическое дарование достигло своего расцвета. Именно в Брянском драмтеатре Мария Павловна раскрылась как уникальная актриса со своей неповторимой игрой в различных постановках. Сцена стала для Гермацкой основой жизни. «Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя», — говорил великий русской актёр XIX века М.С. Щепкин. Эти слова, безусловно, можно отнести и к М.П. Гермацкой.
Почти 60 лет отдала она театральному искусству. Из них около 50 лет Мария Павловна выходила на сцену Брянского драматического театра. Всего ею было сыграно около 300 ролей: Аркадина в “Чайке” А.П. Чехова, Лариса Огудалова в “Бесприданнице”, Матрена Харитоновна в “Горячем сердце” А.Н. Островского, игуменья Меланья в пьесе “Егор Булычов и другие” М. Горького, Эмилия и Бьянка в “Отелло”, Регана в “Короле Лире”, Катарина в “Укрощении строптивой” У. Шекспира, герцогиня Мальборо в “Стакане воды” Э. Скриба, Гертруда в “Мачехе” О. Бальзака, Елизавета в “Марии Стюарт” Ф. Шиллера, донна Консеньон в “Каменном властелине” Л. Украинки. Вот далеко не полный перечень сыгранных Гермацкой образов. До самого последнего дня она осталась верна театру, став безупречным примером того, какой должна быть настоящая актриса.
В 1960 году М.П. Гермацкая была награждена орденом «Знак Почета». В 1965 году она стала заслуженной артисткой РСФСР. А через 10 лет в 1975 году Мария Павловна стала первой актрисой Брянского драмтеатра, получившей звание народной артистки РСФСР. Немало времени Гермацкая посвятила пропаганде театрального искусства, воспитанию молодых актеров. Много лет она возглавляла Брянское отделение Всероссийского театрального общества. Также Мария Павловна поддерживала народные театры Брянской области. Гермацкая избиралась депутатом Брянского городского Совета народных депутатов. В 1985 году прославленной актрисе было присвоено звание “Почетный гражданин Брянска”. Великолепная актриса, настоящая женщина, прекрасная хозяйка — так отзывались о Марии Павловне те, кому посчастливилось быть с ней знакомым. Многим она дала путевку в жизнь.
М.П. Гермацкая на сцене — это было явление: отточенные фразы, достоинство, осанка, удивительная красота. Ее героини были очень разные, но по воспоминаниям коллег все женщины в её исполнении – женщины яркие, личности сильные, характеры противоречивые, роли запоминающиеся. Для нее не было маленьких, проходных ролей. На последней своей работе в театре — в спектакле “Дом Бернарды Альбы” Ф.Г. Лорки, Мария Павловна за двадцать минут до своего выхода на сцену не позволяла себе присесть. А ей было уже за 80. Так и стояла, собранная, молчаливая, внутренне уже на сцене. Старая школа: уважение к зрителям, коллегам, профессии. Ведь в актерской профессии не бывает мелочей.
Со временем имя актрисы стало нарицательным. Играть, как Гермацкая, означало приблизиться к уровню высокого мастерства. Она всегда была владыкой театральной сцены. Почти полвека М.П. Гермацкой рукоплескали брянские зрители. Когда здоровье стало подводить, Мария Павловна перестала выходить на сцену. В последние годы, даже не бывая в театре, она постоянно интересовалась, что там происходит, в ее родном доме. Ее актерская душа болела за коллег, за их судьбы. В 2000 году М.П. Гермацкой не стало. Но память о ней жива и сегодня.
В 2021 году в г. Брянске увековечили имя Марии Павловны Гермацкой. На стене дома №37 по улице Фокина, где много лет жила артистка, была открыта мемориальная доска в её честь. Очень важно для будущих поколений, для почитателей театра, чтобы имена таких легендарных артистов Брянской сцены не получили забвение, а пробудили уважение к их огромному вкладу в историю нашего родного края.