7 января православные отмечают великий христианский праздник –
Рождество Христово.
Католики же празднуют его 25 декабря, т.е. на две недели раньше. Объясняется это следующим: в 16 веке юлианский календарь, по которому жили все цивилизованные страны, был подвергнут реформе. Исправленный календарь стал называться Григорианским по имени инициатора реформы папы римского Григория 13, или календарем нового стиля, в отличие от юлианского, за которым укрепилось название «старый стиль». Разница между старым и новым стилями составляла: в 18 в. – 11 суток, в 19 – 12 суток, в 20 – 13 суток. Вводился новый, Григорианский календарь не годами, а веками. Сразу на него перешли Франция, Италия, Испания, Португалия. А вот Китай, Болгария, Румыния, Греция, Турция, Египет признали его только в 20 веке.
В России он был введен после революции, декретом Совнаркома РСФСР 24 января 1918 г. В соответствии с ним были сделаны поправки в 13 суток и после 31 января 1918 г. наступило не 1, а 14 февраля. Однако, православная церковь по-прежнему празднует Рождество по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю.
Предшествовал этому веселому, долгожданному таинственному дню 40-дневный пост. В русской церкви существует особое уважение к постам, как к проповедникам покаяния и носителям целомудрия.
На Руси в пост закрывались всякие зрелища, прекращалась торговля мясом, спиртным, приостанавливалось судопроизводство, а вот благотворительные дела считались занятием особо похвальным.
Канун Рождества величают сочельником. По церковному уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные зерна, размоченные водой, а можно и совсем отказаться от пищи. В былое время в сочельник собиралась вся семья. Вместе рядили рождественскую елку, вместе ждали первую звезду. На окно ставили или лампу, или горящую свечу. Это был знак Божьей Матери, что здесь её любят и ждут.
С первой звездой наступала волшебная рождественская ночь, зажигались нарядные елки. К елке относились не только как к праздничному антрибуту. С христианской точки зрения «своей зеленью среди зимы она напоминала о жизни среди смерти и служила образом вечной грядущей жизни, открытой человечеству родившимся Богомладенцем». По народному поверью, в эту ночь могло произойти самое невероятное: и бесовские потехи, и шабаш ведьм, и предсказание судьбы, и встреча с суженым. Но главная забава – колядки. На Руси к ним готовились заранее. Деревенские парни избирали себе предводителя и чтобы все прошло гладко да красиво собирались на спевки, где повторяли все колядки. За несколько дней до праздника деревенский умелец мастерил бумажный фонарь, в центре которого помещалась икона Рождества Христова. Это и была Вифлеемская звезда. Она освещала путь местным волхвам, идущим возвещать радость Рождества Христова. Ждали темноты и в путь. А чтобы не быть нежданными гостями, колядники извещали о своем приближении звоном маленького церковного колокольчика. Подойдя к дому, славили Христа, желали хорошего урожая, приплода скоту, ладу в семье, здоровья всем, за что получали щедрое вознаграждение. В мешки и корзинки летели пироги, кренделя, сало, колбаса, иногда деньги. И хотя колядки дело шумное, да веселое, безобразничать было небезопасно. Священник мог наказать стоянием в церкви на коленях.
Со дня Рождества начинались святки и продолжались целых 12 дней до Крещения. 12 дней веселья, радости, развлечений, гаданий, игрищ. Гуляли на святки все: и стар, и мал. Молодые суженых себе выбирали, старики былое доброе время вспоминали, а старушки в гаданьях – помощницы.
Собирались на игрища вечерами то в одной избе, то в другой. Там и шутки, и смех, и «ряженые», а надоест в избе, на улицу с шумом, хохотом с горки кататься, в снежки играть.
Со святками были связаны многочисленные поверья и приметы.
«Темные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры. Если под Рождество звездная ночь – ягнят будет много, а если собаки лают, жди пожаров; На Крещение метель крупными хлопьями – урожай будет хороший».
В канун Крещения, когда заканчивались святочные дни (для православных это 19 января) соблюдался благочистивый обычай «закрещивания» разных предметов домашнего обихода – дверей, окон и т.д. Все старались донести до своего дома горящую свечу после вечернего богослужения и на разных предметах выжигали крестики от нечистой силы. Затушенные свечи берегли в каждом доме целый год. Они спасали от пожара и воровства.
В ночь на Крещение ходили за «полунощной водой». По народному поверью, ровно в полночь вода в проруби должна всколыхнуться. Её тотчас с молитвой нужно почерпнуть и хранить дома целый год. Вода эта, как считалось, имела чудесную силу и исцеляла от недугов.
А еще в полночь, обратившись к Господу, можно попросить исполнения самых необходимых желаний. И если обращение искреннее, а вера истинная, то и загаданное сбудется.
В день Крещения, иначе этот праздник называется Богоявлением, во всех храмах святили воду. Священная вода, так же как и взятая в полночь из проруби, уберегала от разных напастей: болезней, дурного глаза, невезения, нелада в семье. Ею освящали жилище, умывались, прикладывали к больным местам, пили. Само присутствие воды в доме очищало его. Все хозяйки старались хранить воду целый год до нового Крещения.
А когда заканчивались веселые святки, и жизнь входила в обычную колею, оставались воспоминания и ожидания нового волшебства под названием Рождество.