К 110-летию со дня начала Первой мировой войны.
В начале августа 1914 г. начался первый крупный военный конфликт всемирного масштаба, в котором приняли участие почти две трети всего населения земного шара (38 из 59 существовавших на тот момент независимых государств). В результате политического кризиса и череды событий, приведших к убийству сербом-террористом Гаврилой Принципом 28 июня 1914 г. в г. Сараево эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда, а также ряда ультиматумов, выдвинутых австро-венгерскими властями в отношении Сербии, военно-политические союзы Европы не сумели договориться о мирном разрешении ситуации.
Государства начали мобилизацию населения и подготовку к военным действиям. Российская империя, поддерживавшая Сербию, отказалась принять ультиматум Германии, союзницы Австро-Венгрии, о прекращении мобилизации. В 18 часов 1 августа 1914 г. Германия объявила России войну. Конфликт перерос в общеевропейский, а затем и в мировой.
Россия вступала в войну, располагая немалым количеством людей и ресурсов. В мобилизацию была вовлечена вся страна. Не избежала этого и Орловская губерния (куда на тот момент входил уездный город Брянск и часть территорий современной Брянской области). К началу XX века Орловщина представляла собой, по большей части, сельскохозяйственный край, единственным крупным промышленным регионом которого являлся Брянск. В то же время, через регион проходили стратегически важные железнодорожные пути, что впоследствии дало исследователям повод говорить о «войне, приехавшей сюда по железной дороге». Сеть железных дорог в Орловской губернии была вдвое плотнее, чем в среднем по европейской части России.
С первых дней война стала главной темой провинциальной жизни. Вскоре после объявления мобилизации в городах и селах прошли молебны и массовые шествия. 21 июля (3 августа) 1914 г. в Бежице был отслужен молебен и прошла манифестация, участие в которой приняло около 15 тысяч человек. По свидетельствам, собравшиеся были настроены патриотично. Чуть позже, осенью того же года в Брянске состоялось шествие в честь победы России над Австро-Венгрией в Галицийской битве. Выражение патриотизма принимало самые разные формы: запись добровольцами на фронт и в лазареты, разнообразные сборы в пользу солдат, их семей и беженцев.
В мирное время в Брянске были расквартированы два пехотных полка, один тяжелый артиллерийский дивизион и батальон третьего пехотного полка. С началом войны количество соединений, согласно сообщениям городского головы, увеличилось в семь раз. К 1916 г. сюда также были перемещены Минский вещевой интендантский склад, Двинский артиллерийский склад, 41-й эвакуационный пункт, автомобильная и эвакуационная роты, в дополнение к имеющимся открыт эвакуационный госпиталь.
Брянский уезд не был оккупирован противником, но изменение привычного распорядка жизни здесь тоже было заметно. Те, кого не призвали в регулярную армию, трудился в поле или на производстве, помогал пострадавшим от боевых действий. Война задерживала рост технического оснащения и производительности труда – много столь необходимых «рабочих рук» были призваны на фронт, а все производственные мощности в первую очередь были направлены на оборонные заказы.
Несмотря на небольшую численность населения (около 30 тысяч человек), Брянск играл важную роль как крупный железнодорожный узел, через который шли поставки вооружения и провизии, отправка на фронт воинских соединений. С ростом числа беженцев, перебиравшихся на поездах и повозках (а зачастую и просто пешком) поглубже в тыл, регион из-за перегруженных дорог начал сталкиваться с нарушением товарооборота, что вело к перебоям в поставках товаров и росту цен.
Брянск, и в целом Брянщина, за годы Первой мировой успели заслужить славу «прифронтового лазарета» – всего в городе насчитывалось 22 госпиталя, лазареты имелись почти во всех крупных населенных пунктах. На их финансирование также осуществлялись сборы и благотворительные мероприятия. Брянск был включен в Московский эвакуационный округ как один из тыловых распределительных эвакуационных пунктов. Всего на долю лечебных заведений Брянского уезда приходилось около 16 % от общего числа раненных.
Пациенты для лазаретов стали прибывать в город уже в конце августа 1914 г. В некоторые дни число новоприбывших составляло до полутора тысяч человек. Большое количество раненых в начальный период войны создало в городе критическую ситуацию: в подготовленных лазаретах не хватало места и рабочих рук. Это вынудило городские власти искать свободные строения и просить помощи у горожан: новые лазареты обустроили в здании бывшего офицерского собрания, частных домах жителей города. Ещё два лазарета было открыто при участии созданного с началом войны Дамского кружка. Помимо этого, Дамский кружок оказывал помощь семьям призванных в армию, отправлял солдатам подарки к праздникам и теплые вещи. При ходатайстве кружка в городе начали действовать шестидневные, а затем и двухмесячные курсы сестер милосердия.
Вопрос с беженцами также стоял довольно остро. Первые беженцы появились в Орловской губернии примерно спустя год после вступления Российской империи в войну, в июле 1915 г., а в сентябре того же года они буквально захлестнули центральные губернии европейской части России. Предполагалось, что беженцы будут двигаться дальше в тыл, но многие из прибывших предпочитали оседать здесь же, разбредаясь по городам и деревням губернии в поисках жилья и работы.
Организацию помощи беженцам взял на себя Татьянинский комитет, учрежденный под председательством одной из дочерей царя, Татьяны Николаевны, и названный в её честь. Отделение комитета находилось в губернском городе Орле. Основную часть расходов по обеспечению беженцев брало на себя государство, но хватало и примеров частной благотворительности, кружечных сборов и т.д.
По числу беженцев, Брянский уезд занимал в губернии второе место после Елецкого. К февралю 1916 г. на его территории их находилось почти 10 тысяч. В основном, это были женщины, дети, старики и подростки. Всех этих людей требовалось где-то разместить, накормить, вылечить, и желательно, найти им работу. Местные жители относились к ним дружелюбно, даже сочувственно, по мере сил помогая в обустройстве на новом месте.
Дополнительно к этому стоило прибавить военных, прибывавших в уезд на лечение и отдых, эвакуировавшиеся учреждения и производства. На железнодорожных и почтовых станциях местными властями организовывались пункты, где люди могли получить горячую пищу и врачебную помощь.
Немалый вклад вносили брянские заводы в исполнение оборонных заказов. Предприятия уезда, в первую очередь «Брянский Арсенал», изготавливали боеприпасы и военное снаряжение, осуществляли ремонт орудий, высылали на фронт спички, гвозди, сухари, предметы обихода. Уже с первых дней войны Арсенал работал круглосуточно. Кроме Брянского Арсенала и Брянского рельсопрокатного завода в Бежице для фронта работали также Бытошский чугунолитейный и Радицкий вагоностроительный заводы, Чернятинский стекольный, Клинцовские ткацкие фабрики, Брянский сухарный завод и практически все местные хлебопекарни. Несложные заказы (изготовление коробок, ящиков, мешков, упряжи) выполняли местные кустари. Свой вклад ручным трудом вносили организованные в городах кружки и комитеты помощи фронту.
Среди основных проблем, с которыми столкнулся регион, была высокая загруженность железной дороги, временами доходившая до транспортного коллапса, и, в то же время, постоянный «вагонный голод» – нехватка подвижного состава. Постепенно это стало приводить к тому, что уже население всей губернии начало испытывать перебои с поставками товаров первой необходимости.
Кроме того, железная дорога была для жителей основным и самым актуальным средством связи с фронтом: поездами доставлялись столичные газеты, от беженцев, словоохотливых военных и просто случайных пассажиров можно было узнать последние новости. Бараки для раненых и временное жилье для беженцев, общие столовые часто строили вблизи вокзалов, что зачастую делало привокзальные площади самым многолюдным и популярным местом в городе.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться жителям Брянщины и всей Орловской губернии, напряжение в регионе всё же не достигало критической отметки. Поддержка раненых и беженцев, организация помощи семьям мобилизованных продолжались и в последующие военные годы.
Однако общество не могло нормально существовать в нестабильной политической обстановке. Новости о волнениях в Петрограде, волна забастовок прокатились и по Брянскому уезду. Узнав об отречении Николая II, рабочие и солдаты выходили на улицы Брянска. Начиналась другая эпоха…
_____________________________________________________________
Источники и литература:
- Брянщина в годы Первой мировой войны: сборник. Брянск, 2021.
- ГАБО. Ф. 2. Оп.1. Д.115. Л. 106-106об.
- Там же. Ф. 52. Оп.1. Д. 42.
- Там же. Ф. 196. Оп.1. Д. 237
- ГАОО. Ф.4. Оп.1. Д.5304. Л.10, 11.
- Казакова О.Ю. Война под стук колес: роль железных дорог в жизни прифронтовой Орловщины. Эл. ресурс: [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voyna-pod-stuk-koles-rol-zheleznyh-dorog-v-zhizni-prifrontovoy-orlovschiny дата обращения 29.07.2024]
- Чеплянская Е.А. Организация медико-санитарной службы в годы Первой мировой войны в западных уездах Орловской губернии: обзор документов Государственного архива Брянской области. Эл. ресурс: [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-mediko-sanitarnoy-sluzhby-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-v-zapadnyh-uezdah-orlovskoy-gubernii-obzor-dokumentov дата обращения 29.07.2024]
____________________________________________________________
Смагина Д.Ф., главный архивист ГКУ БО ГАБО