(12+) На Руси дата наступления Нового года была непостоянной. Крестьяне начинали работы в поле с 1 марта, который считали первым днём года. Иногда Новый год приходился на день весеннего равноденствия 22 марта. Для славян-язычников первым днём года был так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря. Но часто праздник устраивали весной, когда земля просыпалась после долгой зимы.
Накануне привычного нам январского Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из мяса. Тогда святой Василий Кесарийский обязательно помогал увеличить поголовье домашних животных в каждом хозяйстве, что обеспечивало простым людям безбедную жизнь. В этот день также совершали обряд «посевания», чтобы получить богатый урожай. Рано утром дети обходили дома соседей и рассыпали яровую пшеницу, затем обратно всё собирали и хранили до весеннего сева. За это детвора получала сладкие подарки, которые складывали в самодельные разноцветные рукава.
После крещения Руси у наших предков был византийский календарь, и начало Нового года приходилось на 1 сентября. Когда основные сельскохозяйственные работы завершены, урожай собран, то можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. В те давние времена православные люди верили, что в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали два раза: официально – осенью и по традиции – весной. В конце XV в. царь Иван III повелел установить единую дату празднования Нового года, которую перенесли на сентябрь и для русской церкви, и для мирян.
С 1495 г. 1 сентября в Кремле проводились важные церемонии: «О начатии нового лета» и «На летопровождение». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, проходившее под звон колоколов. В XVII в. эту традицию дополнили, и государь, его свита, бояре стали выходить к народу в нарядных одеяниях и поздравлять всех с праздником. После торжественной церковной службы в домах наступление Нового года отмечали песнями, плясками и угощениями. Но называли его тогда по-иному – «Первый день во году». Пётр I решил праздновать Новый год по европейским традициям, когда вернулся в Россию после Великого посольства в 1698 г. Уже 20 декабря 1699 г. царь издал новый указ, в котором подробно описал, какие перемены ожидают подданных на пороге нового столетия. Отныне летоисчисление велось от Рождества Христова, а не от сотворения мира. А первым днём года становилось 1 января.
По царскому повелению Новый 1700 год праздновали в Москве целую неделю. Все дома надо было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. Домовладельцы обязаны были украшать около своих домов хвойные деревья. Образцы наряженных елей и сосен выставили в московском Гостином дворе, так как о подобной традиции в России было известно совсем немного. Но после смерти Петра Великого о ёлках очень быстро позабыли. Нарядная лесная красавица стала символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е гг. XIX в.
Отныне Новый год в России становился общественным праздником, а не домашним. Государь мечтал о том, чтобы этот день отмечали яркими фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. Каждый вечер надо было зажигать смоляные бочки, пускать ракеты, палить из 200 пушек перед Кремлем, а в частных домах из небольших орудий. Ещё надо было жечь костры на улицах, гулять, веселиться всю праздничную неделю.
В ночь с 31 декабря 1699 г. на 1 января 1700 г. новогодний праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади устроили грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и запускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди переоделись в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья по последней европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и закончились крестным ходом. Но Пётр I вновь изменил древние традиции и не шёл вслед за православным духовенством в богатом облачении. Он надел военный мундир и остался на берегу Москвы-реки вместе с солдатами Преображенского и Семёновского полков, наблюдая за этой процессией. С тех пор празднование Нового года в России всегда было в ночь с 31 декабря на 1 января.
В начале 20 в. у новогоднего праздника появился ещё один символ – Дед Мороз. Его прообразом можно считать или языческого колдуна по имени Трескун, или святого Николая Чудотворца.
В годы Первой мировой войны новогодний праздник отмечался не так торжественно и пышно, как раньше. Многим были не по душе немецкие традиции. После Октябрьской революции 1917 г. новогодние празднества сначала запрещали, потом опять разрешали. Окончательное возрождение традиции праздновать Новый год произошло в 30-е гг. прошлого века. Официально 1 января объявили в нашей стране нерабочим выходным днём только в 1947 г. Главный зимний праздник вернулся для всех ярким, радостным, весёлым, шумным, волшебным. И сегодня 322 года спустя он остался таким же в XXI в.