(12+) Масленица — это гуляния с весельем и смехом, аттракционами и играми, балаганами и ярмарками, блинами и угощениями. Масленица — яркий, любимый, всенародный русский праздник. Масленица — это шумные проводы зимы.
Несмотря на то, что Масленицу сейчас отмечают весело и шумно, этому празднику всё же далеко до размаха народных гуляний, которые устраивали во времена Петра I. Царь любил развлекаться с размахом, с удовольствием посещал народные гуляния и принимал активное участие в молодецких забавах наравне с простыми людьми.
Задавал тон безудержному своеволию сам молодой царь. Он смеялся над авторитетами и церковными служителями. С благословения Петра I только что отстроенный Лефортов дворец был «освящен» на Масленицу во имя бога Вакха (бога вина и веселья) шутовским патриархом Никитой Зотовым. «Раз на Масленице в 1699 году после одного пышного придворного обеда царь устроил служение Бахусу; патриарх, князь-папа Никита Зотов, знакомый уже нам бывший учитель царя, пил и благословлял преклонявших перед ним колена гостей, осеняя их сложенными накрест двумя чубуками, подобно тому, как делают архиереи, — дикирием и трикирием; потом с посохом в руке “владыка” пустился в пляс.
Один только из присутствовавших на обеде, да и то иноземный посол, не вынес зрелища этой одури и ушёл от православных шутов. Иноземные наблюдатели готовы были видеть в этих безобразиях политическую и даже народовоспитательную тенденцию, направленную будто бы против русской церковной иерархии и даже самой церкви, а также против порока пьянства: царь-де старался сделать смешным то, к чему хотел ослабить привязанность и уважение; доставляя народу случай позабавиться, пьяная компания приучала его соединять с отвращением к грязному разгулу презрение к предрассудкам».
Позднее царь поразил воображение своих соотечественников необычной процессией, которая проехалась по всей Москве. Масленичный поезд состоял из саней, на которые были установлены корабли русского флота.
Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Царь всю юность провел в западных странах Европы и восхищался европейской культурой. Желая устраивать дома такие же веселые гуляния, он издал установление о праздновании Масленицы по образцу иноземных карнавалов. «В 1722 году, после Нейштадтского мира, Пётр Великий задумал устроить на Масленице нечто вроде карнавала. В четвёртый день Масленицы из Всесвятского села через Тверские ворота по данному ракетой сигналу прямо в Кремль двинулся потешный поезд, состоявший из множества разного вида и величины морских судов, поставленных на сани, запряжённые зверьми. Шествие открывал штукарь, ехавший на больших санях в шесть лошадей цугом.
После двинулся флот, с Нептуном на колеснице, держащим в руках трезубец; колесницу его везли две сирены. За ним ехал на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями, князь Ромодановский с княжескою короною на голове.
Потом шёл 18-пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением; эту громаду везли 16 лошадей. Сам государь в одежде флотского капитана сидел на нём с офицерами и генералами. За ним плавно двигалась гондола с государыней, одетой в костюм ост-фридландской крестьянки; окружавшие её знатные и придворные дамы были в аравийских одеждах. Маскарадные шуты сидели в разных смешных положениях, в длинных и широких санях, сделанных наподобие драконовой пасти.
Они были наряжены разными птицами и зверями; здесь были журавли, лебеди, огненные змеи, волки, медведи, лисицы и прочие и прочие. Уже поздно вечером шествие это было встречено в Кремле пушечными выстрелами. Празднество продолжалось четыре дня, закончившись грандиознейшим фейерверком».
Во времена Петра I на празднике Масленицы появились балаганы. В 1700 году царь приказал возвести в Китай-городе «комедийную хоромину». Через 2 года в ней было дано первое публичное представление. С тех пор на Руси праздновали Масленицу, сооружая театры.
Балаганы на Масленицу строились одновременно с качелями, каруселями и ледовыми горками. Они располагались в одну, две или три линии. На видном месте возводили большие богатые театры, позади них устраивали балаганы поменьше и победнее. Стены делали из дерева, а крышу покрывали куском грубого холста по аналогии с шапито. Внутреннее убранство театра зависело от достатка его владельца.
История Масленицы претерпела много изменений на протяжении веков. Петр I ввел в практику масленичные фейерверки. Вот как описывают Масленицу 1690 года: «…по случаю Масленицы устроен был фейерверк. Празднество началось пальбой из пушек сначала из каждой в отдельности по два выстрела в цель, а потом залпами из всех 50 холостыми зарядами. Затем происходил парад войск. Войска проходили перед государями маршем, а затем, разделяясь на два отряда, произвели нечто вроде примерного сражения, сопровождавшегося пальбою залпами…». «Огненные забавы», или «огненные потехи», стали одним из обязательных атрибутов праздника наряду с чучелом, костром и блинами до конца XVII века. С наступлением нового столетия фейерверки в масленичных гуляниях перестали использовать.
Пётр I любил на Масленицу конные гонки, которые устраивали прямо на льду Невы: «…Как и все русские, он любил быструю езду. В своих санях он буквально летал между ярмарками, угощался блинами со сбитнем и принимал участие во всеобщем веселье».
Царь Пётр I ввёл множество новых традиций, но старинные обычаи почитал:
«Красные ворота находятся в конце Мясницкой улицы и названы так по своему цвету, в который они были выкрашены искони… У этих ворот … Петром I было учреждено празднование Масленицы. Император первый выпивал здесь чару вина за здравие своего народа, тут же громко приветствовавшего его, садился за накрытый стол и начинал обед блинами, которые пеклись в избушке рядом с воротами. Затем царь в кругу своих верноподданных открывал масленичное торжество, лично принимая участие в народном гулянье».