(12+) 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд 11 апреля 1945 года. За 9 лет Бухенвальд отнял 56000 жизней, а в концлагере Дулаг 142 на окраине Брянска за два года было убито и погибло от голода и болезней 40000 человек.
Дулаг 142 располагался на территории бывшей ремонтной базы в поселке Урицкий (современный Володарский район) с октября 1941г. до конца лета 1943г. В каждом из 10 бараков лагеря размещалось до 1500 человек на деревянных четырехэтажных нарах, кишевших насекомыми. Кормили пленных баландой из непросеянной гречневой муки, мясом павших лошадей и гнилыми овощами. От расстрелов и издевательств, голода и эпидемий ежедневно гибло 100-150 узников, которые были погребены в братских могилах.
Очевидцы описывают нечеловеческие условия содержания узников в Дулаге 142, и в дождь и в холод, под открытым небом, за высокой колючей проволокой, ограждавшей лагерь, подвергались издевательствам нацистов военнопленные и мирные граждане.
По воспоминаниям жившей рядом с лагерем Клавдии Фоминичны Барковой, условия жизни заключенных были ужасными. Она видела, как на небольшую площадку, огороженную колючей проволокой, загоняли умирающих от голода людей. На вышку, стоящую в центре, забирались немецкие офицеры с фото- и киноаппаратами. Затем сюда бросали падаль. Люди набрасывались на нее и поедали. Эта жуткая картина доставляла немцам удовольствие, они громко смеялись и радовались.
Татьяна Алексеевна Мишина жила примерно в двух километрах от Дулага 142. Даже туда, в район нынешней школы №46 доносились стоны пленных. Всю ночь, утро и вечер, когда замирала дневная жизнь, со стороны лагеря шел густой гул голосов: стоны, проклятия, предсмертные крики. Татьяна Алексеевна видела, как из лагеря на телегах, сложенные штабелями, как дрова, едва прикрытые рогожей, вывозили трупы бывших узников.
Бывшая узница концлагеря Евдокия Васильевна Глазунова вспоминала, как фашисты изуродовали руку жене советского командира. Рана кровоточила, но ни о какой медицинской помощи речи не было. Жили под открытым небом. Лето. Жара. Мухи. В ране завелись черви. Не было воды, не было тряпки завязать эти раны. К лагерю подходили люди. Им иногда удавалось перебросить через проволоку картофелину или кусок хлеба. Но чаще всего эти попытки оканчивались трагически – немцы убивали тех, кто приближался к ограде.
Пленных водили на работу в лес и на Солодовый, тогда Сухарный завод. Местные жители чем могли помогали им. Виктор Антонович Хроменков помог узникам организовать побег из лагеря. Он скопировал немецкую карту, которая помогла 60 пленным во главе с организатором побега Жуковым обойти укрепления и бежать из Дулага 142.
Первый послевоенный директор танкоремонтного завода, на территории которого располагался Дулаг 142, Петр Петрович Сузик, описывал жуткую картину покинутого немцами в конце лета 1943г. концлагеря: вся земля была изрыта, из земли торчали части человеческих тел. Отступая, немцы расстреляли пленных и наспех скрыли свои злодеяния.
Комиссия по расследованию злодеяний фашистов установила, что за период существования Дулага 142 в нем содержалось около 80000 военнопленных и мирных жителей. От расстрелов и издевательств, эпидемий и голода 40000 узников погибли и были погребены в братских могилах и ямах на территории лагеря.
Брянские архивисты в рамках федерального проекта «Без срока давности» проводят работу по сбору документальных свидетельств о зверствах нацистов. Трагедия Дулага 142 – это один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к мирному населению оккупированных территорий.
Анастасия Каратаева
Директор филиала ГКУ БО ГАБО – Центр документации новейшей истории Брянской области.