(12+) Цикл статей «Села Мглинского уезда» посвящён истории населённых пунктов Брянской области по документам Государственного архива и другим источникам.
«Село Ворминъ … отъ Шуморова въ 6, отъ Мглина въ 14 … верстахъ. Положенiе имѣетъ на горѣ, надъ протокомъ Ворминкою, на дорогѣ проселочной».
Территория села стала осваиваться людьми еще на рубеже I тыс. лет. до н.э. – I тыс. лет н.э., о чем свидетельствует городище раннего железного века в урочище «Церковная Гора». В конце XI – начале XII вв. на этом месте вновь поселились люди и построили городок, который в 1142 году упоминается в Ипатьевской летописи под названием Ормино. В тех пор жизнь на этом месте не прерывалась, а название села на протяжении своего существования варьировалось как Ормино, Вормино и Вормин.
В период польского владения Северщиной (1618 – 1654) село принадлежало шляхтичу Николаю Абрамовичу. После поляков Вормино было переведено на обслуживание сотнического уряда и ратуши. Во время существования Стародубского полка (1663 – 1781) село находилось на территории Мглинской сотни.
В 1706 году гетман Иван Мазепа выдал Универсал на владение селом мглинскому сотнику Михаилу Турковскому – за военные заслуги и в качестве компенсации за пребывание в шведском плену. В 1707 году Турковский купил мельницу на р. Ворминке у знатного войскового товарища Степана Сейновича.
В 1714 году М.Турковский получил звание знатного войскового товарища, а в 1728 году стал генеральным писарем в войсковой канцелярии. В браке с Марфой Ивановной, урожд. Ракушкой-Романовской, Михаил имел пятерых детей. В начале 1730-х годов Ормино унаследовал его старший сын Максим.
Так же, как и отец, Максим Михайлович Турковский служил в Генеральной канцелярии, некоторое время занимал уряд мглинского сотника и имел звание бунчукового товарища.
В браке с Анной Григорьевной, урожд. Кулябкой, Максим имел дочь Марфу, которой в конце жизни и завещал Вормино. От Марфы отцовское наследство перешло к ее мужу – бунчуковому товарищу Василию Андреевичу Дунину-Борковскому, а от него – к сыну Максиму. В 1781 году во владении подполковника Максима Васильевича Дунина-Борковского находилось около 100 крестьянских дворов, перешедших впоследствии к его сестре Софье. Сам Максим Борковский был бездетным.
В 1801 году Софья Васильевна Дунина-Борковская, в замужестве Леонтович, продала Вормино Ульяне Артемьевне Лашкевич, которая в 1807 году уступила село своему брату, корнету Степану Артемьевичу Лашкевичу. После его кончины в 1832 году Вормино перешло к жене Александре Андреевне, урожденной Дунин-Борковской.
В 1750 году в Вормино была построена деревянная Вознесенская церковь. Во второй половине XIX века здесь служили священники Орест Гончарев, Яков Левицкий, Георгий Деесперов. В 1896 году при церкви открылась церковно-приходская школа, в которой Закон Божий преподавал священник Иоанн Васильевич Ильенко, а другие предметы – мещанин Иван Клещов, закончивший городское двуклассное училище.
Хозяйственную деятельность жители Вормино вели в условиях недостатка пашенной земли, из-за чего продукции земледелия хватало только для собственного употребления. В то же время в окрестностях села в поймах ручьев и речек располагалось значительное количество сеножатей, что способствовало разведению коров, овец и лошадей, в том числе, и на продажу в Стародубе, Почепе и Погаре. Так же ворминцы пользовались лесными угодьями: заготавливали в лесу деловую древесину – доски, дрань, лучину для продажи в соседних городах – Мглине, Почепе, Стародубе и Погаре. Распространено было также изготовление колес, саней, возов, деревянной посуды. Эти изделия ворминцы возили продавать в Глухов, Воронеж и Новгород-Северский. Так же в окрестностях Вормина выращивалась в небольшом количестве конопля для производства на продажу пеньки и конопляного масла.
На протяжении своего существования, Вормино формировалось как село с крестьянским населением.
Фамилии крестьян села Вормино в первой половине XIX века:
Азаров, Апанасенок, Бабенок, Бондаренко, Борисенок, Вареник, Витлик, Вовколуп, Волик, Воличенко, Ворон, Гладкий, Головцов, Гореленок, Грач, Гриб, Грищенок, Гутор, Дмитренко, Дмитренок, Ермоленок, Ефименок, Жарик, Зимодра, Ильенок, Калинников, Каменданченок, Карасев, Киреенок, Кравец, Круговый, Кузмицкий (Васечков), Куриленок, Кутырь, Куцай, Лахтур, Лобан, Лупинов, Луцков, Лютенок, Лютый, Мамонка, Марачков, Марухленок, Марченок, Масленка, Медведев, Мезка, Мороз, Незвоненко, Окуленок, Патущенок, Перебабус, Перешивка, Петроченок, Подоляка, Романенок, Романьков, Ситьков, Стельмах, Тарасенок, Флюста, Халимоненок, Хомрач, Шакалин, Шатоба, Шинкарев, Шкаруба, Юрченко.
Архивные источники и литература:
ГАБО. Ф.415. Оп. 2. Д. 32. Л. 143. Ревизские сказки крестьян Мглинского уезда. 1816 г.
ГАБО. Ф. 415. Оп. 2. Д. 44. Л. 1037. Ревизские сказки крестьян Мглинского уезда. 1834 г.
Черниговские епархиальные известия.1861. № 3.
Черниговские епархиальные известия.1892. № 10.
Черниговские епархиальные известия.1892. № 23.
Черниговские епархиальные известия.1900. № 3.
Лазаревский А. М. Описание Старой Малороссии. Т.1. Полк Стародубский. Киев. 1888 г. С. 329, 336.
Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. Т.1. Киев.1908. С. 490
Труды Черниговской Губернской архивной комиссии. Вып. 7. Приложение. Чернигов.1908. С. 19.
Опис Новгородсиверського намисництва (1779 – 1781). К. 1931. С. 166, 173.
ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001. С. 115об.
Чеплянская Е.А., ведущий архивист
отдела публикации и использования документов ГКУ БО ГАБО