К 205-летию со дня рождения поэта, драматурга А.К.Толстого.
«Поверь, и мне мила природа,
И быт родного нам народа –
Его стремленья я делю,
И все земное я люблю».
А.К. Толстой
(строки из послания И.С. Аксакову).
с. Красный Рог – это одно из известных литературных и памятных мест на Брянщине. Оно находится в самом центре нашей области, недалеко от г. Почепа.
Окрестность здесь живописная: чудесные перелески, всхолмленные поля, речушка Рожок, петляющая среди густых кустарников. Среди всей этой природной красоты располагается музейный усадебный комплекс со старинным парком.
В этой усадьбе многие годы прожил и умер известный русский поэт и драматург второй половины XIX века Алексей Константинович Толстой.
Этот уголок малой родины горячо любил наш знаменитый земляк и был вдохновенным его певцом.
Он так писал поэту Я.П. Полонскому, приглашая его к себе погостить: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видал, а осенью не выезжаешь из золота и пурпура…».
Именно в Красном Роге поэт по-настоящему чувствовал свою глубокую и нерасторжимую связь с родиной. Во время пребывания его в своем поместье он с увлечением занимался изучением местного говора, с удовольствием наблюдал за праздничными гуляньями, слушал народные песни.
Поэтому самые взволнованные, проникновенно-искренние патриотические стихи были написаны здесь или навеяны этим краем: «Край ты мой, родимый край», «Правда», «Уж ты нива моя, нивушка», элегический «Курган», сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др.
В своей автобиографии поэт писал: «Я родился в Петербурге в 1817 г. в состоятельной дворянской семье, но уже шести недель от роду был увезен своей матерью на «Черниговщину».
Там в имении Красный Рог Алексея Алексеевича Перовского (родного брата по материнской линии) прошли его детские годы.
А. А. Перовский (известный в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский) по-отечески заботился о своем племяннике и руководил его первыми творческими опытами.
Он наполнил душу своего воспитанника богатым и очень интересным содержанием, знакомя его не только с природой, но и с жизнью местного населения, народным творчеством.
С детских лет Алексей видел крестьян и в радости, и в горе, слышал голос их и в старинном певучем сказе кобзаря, и в разудалой казачьей песне, и в грустных протяжных напевах жниц за околицей.
А. Перовский одновременно приобщал его к русской и зарубежной литературе, раскрывал племяннику суть художественного творчества, сочинял для него рассказы и сказки (сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»). Внимательно следил за его первыми творческими шагами и поощрял их.
Природа для Толстого всегда была полна красоты и очарования и являлась выражением вечной жизни. Поэтому его пейзажная лирика всегда носит оптимистический и жизнеутверждающий характер.
Его пейзажи объемны, наполнены светом и воздухом:
«Врачующая власть» родной природы наполнила поэзию Толстого гуманистическим, жизнеутверждающим содержанием, не потерявшим своего значения и в наши дни.
Краснорогские пейзажи отражены в стихах «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали», «Запад гаснет в дали бледно-розовой», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Источник за вишневым садом», «Где гнутся над омутом лозы» и др.
«Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод…
…Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!..»
А.К. Толстой – гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный далеко за ее пределами. Глубоко любя свой край, он был её патриотом и одновременно отрицательно относился к современной ему самодержавной России, противопоставлял ей богатырское прошлое Руси.
Обращение к старине у Толстого не было случайным. Наш край, имеющий богатое историческое прошлое, невольно будил у поэта мысли о давно минувшем и настоящем, наталкивал на сравнение различных эпох. Его юношеские увлечения – «археологические занятия» повлекли на написание баллады «Курган».
Поэт уже в двадцатилетнем возрасте относился к историческому прошлому России с любовью, поэтизировал его и грустил, что о нем не вспоминают, не чтят подвигов своих предков. И укор современности состоит в том, что предано забвению их героическое прошлое.
Тема патриотизма проходит как один из ведущих мотивов во многих его лирических и сатирических произведениях. Среди прозаических произведений Толстого широкой популярностью до сих пор пользуется роман «Князь Серебряный». Роман согрет глубокими патриотическими чувствами автора, которые проявляются в обрисовке образов, описании событий и прямо высказываются в лирических отступлениях.
Образ Ивана Грозного занимал большое место в творчестве писателя. Толстой предается грустным размышлениям о трагических судьбах людей, боровшихся против деспотизма Грозного.
Писатель с гуманистических позиций осуждал жестокость и произвол самодержца и прославлял противоборствующие силы.
История создания драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» также тесно связана с Красным Рогом, две его последние части были написаны здесь почти полностью. Центральными его героями являются русские самодержцы. Они изображены критически, лишенными ореола мудрых правителей и тех добрых начал, которые необходимы для государственных деятелей. Его Иван Грозный жесток и деспотичен, Федор, как царь, беспомощен и слаб, Борис Годунов – властолюбив, эгоистичен и преступен. Не личные отрицательные качества царей стали причиной их трагедий, а самодержавная власть ничем и никем не ограничиваемая, дающая простор произволу и личным страстям и склонностям, являлась причиной бедствий и зол для самодержцев. Не случайно в конце трилогии Борис Годунов подводит итог царствования:
А. К. Толстой оказал также большое влияние и на развитие музыкальной культуры. Более ста тридцати толстовских стихотворений положено на музыку: «Средь шумного бала», «На нивы желтые», «Не верь мне, друг», «Грядой клубится белою», «Острою секирой ранена береза», «Ой, честь ли то молодцу» и др. такими известными композиторами как: Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Рахманинов и другими.
Высоко оценивали композиторы стихи Толстого.
П.И. Чайковский, например, сказал: «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».
Писатели конца XIX – начала XX века с большим вниманием относились к творческому наследию Толстого, любили его Брюсов и Блок, декламировал Маяковский.
И.С. Тургенев писал: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые – в течение долгих лет – стыдно будет не знать всякому образованному русскому…».
Умер А.К. Толстой 28 сентября 1875г. Похоронен в селе Красный Рог возле сельской церкви.
Алексей Константинович Толстой был яркой, своеобразной, притягательной личностью, с добрым и отзывчивым сердцем. В молодые и зрелые годы обладал незаурядной физической силой: мог перебросить через флигель двухпудовую гирю, поднять над головой человека одной рукой, завязать в узел кочергу, разогнуть подкову, даже вогнать пальцем в стену гвоздь.
Память о нем жива в народе до сих пор. Местные жители знают его стихи, интересными фактами из жизни поэта уже на протяжении двух веков делятся односельчане с молодым поколением.
Правильно говорят: чтобы лучше понять поэта, его поэтическое творчество, надо побывать на его малой родине, послушать рассказы о нем, увидеть красоту и богатство растительного мира, присмотреться к жизни и традициям местного населения.
Только после посещения Красного Рога ты начинаешь понимать, что самое задушевное, поэтическое могло быть создано только здесь.
Подготовила: главный архивист
отдела публикации и использования
документов ГКУ БО ГАБО
Ефремова Е.Н.