К 205-летию со дня рождения поэта, драматурга А.К.Толстого.

А.К. Толстой (1817-1875 гг.)
А.К. Толстой (1817-1875 гг.)

«Поверь, и мне мила природа,

И быт родного нам народа –

Его стремленья я делю,

И все земное я люблю».

А.К. Толстой

 (строки из послания И.С. Аксакову).

с. Красный Рог – это одно из известных литературных и памятных мест на Брянщине. Оно находится в самом центре нашей области, недалеко от г. Почепа.

Окрестность здесь живописная: чудесные перелески, всхолмленные поля, речушка Рожок, петляющая среди густых кустарников. Среди всей этой природной красоты располагается музейный усадебный комплекс со старинным парком.

В этой усадьбе многие годы прожил и умер известный русский поэт и драматург второй половины XIX века Алексей Константинович Толстой.

Этот уголок малой родины горячо любил наш знаменитый земляк и был вдохновенным его певцом.

Он так писал поэту Я.П. Полонскому, приглашая его к себе погостить: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видал, а осенью не выезжаешь из золота и пурпура…».

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…»

Именно в Красном Роге поэт по-настоящему чувствовал свою глубокую и нерасторжимую связь с родиной. Во время пребывания его в своем поместье он с увлечением занимался изучением местного говора, с удовольствием наблюдал за праздничными гуляньями, слушал народные песни.

Поэтому самые взволнованные, проникновенно-искренние патриотические стихи были написаны здесь или навеяны этим краем: «Край ты мой, родимый край», «Правда», «Уж ты нива моя, нивушка», элегический «Курган», сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др.

В своей автобиографии поэт писал: «Я родился в Петербурге в 1817 г. в состоятельной дворянской семье, но уже шести недель от роду был увезен своей матерью на «Черниговщину».

Там в имении Красный Рог Алексея Алексеевича Перовского (родного брата по материнской линии) прошли его детские годы.

А.А. Толстая с сыном Алексеем
А.А. Толстая с сыном Алексеем.

А. А. Перовский (известный в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский) по-отечески заботился о своем племяннике и руководил его первыми творческими опытами.

А.А. Перовский (1787-1836 гг.)
А.А. Перовский (1787-1836 гг.)

Он наполнил душу своего воспитанника богатым и очень интересным содержанием, знакомя его не только с природой, но и с жизнью местного населения, народным творчеством.

С детских лет Алексей видел крестьян и в радости, и в горе, слышал голос их и в старинном певучем сказе кобзаря, и в разудалой казачьей песне, и в грустных протяжных напевах жниц за околицей.

А. Перовский одновременно приобщал его к русской и зарубежной литературе, раскрывал племяннику суть художественного творчества, сочинял для него рассказы и сказки (сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»). Внимательно следил за его первыми творческими шагами и поощрял их.

Природа для Толстого всегда была полна красоты и очарования и являлась выражением вечной жизни. Поэтому его пейзажная лирика всегда носит оптимистический и жизнеутверждающий характер.

«Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

 

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет…»

Его пейзажи объемны, наполнены светом и воздухом:

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,

В полуденных лучах следы недавней стужи

Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо

И морщит на полях синеющие лужи.

 

Еще трещит камин, отливами огня

Минувший тесный мир зимы напоминая.

Но жаворонок там, над озимью звеня,

Сегодня возвестил, что жизнь пришла иная.

 

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья.

 

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

(1870г.)

«Врачующая власть» родной природы наполнила поэзию Толстого гуманистическим, жизнеутверждающим содержанием, не потерявшим своего значения и в наши дни.

Краснорогские пейзажи отражены в стихах «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали», «Запад гаснет в дали бледно-розовой», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Источник за вишневым садом», «Где гнутся над омутом лозы» и др.

Река Рожок в селе Красный Рог
Река Рожок в селе Красный Рог.

«Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод…

…Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!..»

А.К. Толстой – гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный далеко за ее пределами. Глубоко любя свой край, он был её патриотом и одновременно отрицательно относился к современной ему самодержавной России, противопоставлял ей богатырское прошлое Руси.

Обращение к старине у Толстого не было случайным.  Наш край, имеющий богатое историческое прошлое, невольно будил у поэта мысли о давно минувшем и настоящем, наталкивал на сравнение различных эпох. Его юношеские увлечения — «археологические занятия» повлекли на написание баллады «Курган».

«В степи, на равнине открытой

Курган одинокий стоит;

Под ним богатырь знаменитый

В минувшие веки зарыт…

…Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города?

И смертью погиб он какою?

И в землю опущен когда?

Безмолвен курган одинокий…

Наездник державный забыт,

И тризны в пустыне широкой

Никто уж ему не свершит!..»

Поэт уже в двадцатилетнем возрасте относился к историческому прошлому России с любовью, поэтизировал его и грустил, что о нем не вспоминают, не чтят подвигов своих предков. И укор современности состоит в том, что предано забвению их героическое прошлое.

Тема патриотизма проходит как один из ведущих мотивов во многих его лирических и сатирических произведениях. Среди прозаических произведений Толстого широкой популярностью до сих пор пользуется роман «Князь Серебряный». Роман согрет глубокими патриотическими чувствами автора, которые проявляются в обрисовке образов, описании событий и прямо высказываются в лирических отступлениях.

Образ Ивана Грозного занимал большое место в творчестве писателя. Толстой предается грустным размышлениям о трагических судьбах людей, боровшихся против деспотизма Грозного.

Писатель с гуманистических позиций осуждал жестокость и произвол самодержца и прославлял противоборствующие силы.

История создания драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» также тесно связана с Красным Рогом, две его последние части были написаны здесь почти полностью. Центральными его героями являются русские самодержцы. Они изображены критически, лишенными ореола мудрых правителей и тех добрых начал, которые необходимы для государственных деятелей. Его Иван Грозный жесток и деспотичен, Федор, как царь, беспомощен и слаб, Борис Годунов – властолюбив, эгоистичен и преступен. Не личные отрицательные качества царей стали причиной их трагедий, а самодержавная власть ничем и никем не ограничиваемая, дающая простор произволу и личным страстям и склонностям, являлась причиной бедствий и зол для самодержцев. Не случайно в конце трилогии Борис Годунов подводит итог царствования:

От зла лишь зло родится – всё едино:

Себе ль мы им служить хотим иль царству –

Оно ни нам, ни царству впрок нейдет!

Флигель, в котором работал А.К. Толстой. с. Красный Рог
Флигель, в котором работал А.К. Толстой. с. Красный Рог.

А. К. Толстой оказал также большое влияние и на развитие музыкальной культуры.  Более ста тридцати толстовских стихотворений положено на музыку: «Средь шумного бала», «На нивы желтые», «Не верь мне, друг», «Грядой клубится белою», «Острою секирой ранена береза», «Ой, честь ли то молодцу» и др. такими известными  композиторами как: Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Рахманинов и другими.

«Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!»

Высоко оценивали композиторы стихи Толстого.

 П.И. Чайковский, например, сказал: «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Писатели конца XIX – начала XX века с большим вниманием относились к творческому наследию Толстого, любили его Брюсов и Блок, декламировал Маяковский.

И.С. Тургенев писал: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые – в течение долгих лет – стыдно будет не знать всякому образованному русскому…».

Умер А.К. Толстой 28 сентября 1875г. Похоронен в селе Красный Рог возле сельской церкви.

Успенская церковь. с. Красный Рог
Успенская церковь. с. Красный Рог.
Усыпальница А.К. и С.А. Толстых
Усыпальница А.К. и С.А. Толстых.

Алексей Константинович Толстой был яркой, своеобразной, притягательной личностью, с добрым и отзывчивым сердцем. В молодые и зрелые годы обладал незаурядной физической силой: мог перебросить через флигель двухпудовую гирю, поднять над головой человека одной рукой, завязать в узел кочергу, разогнуть подкову, даже вогнать пальцем в стену гвоздь.

Память о нем жива в народе до сих пор. Местные жители знают его стихи, интересными фактами из жизни поэта уже на протяжении двух веков делятся односельчане с молодым поколением.

Правильно говорят: чтобы лучше понять поэта, его поэтическое творчество, надо побывать на его малой родине, послушать рассказы о нем, увидеть красоту и богатство растительного мира, присмотреться к жизни и традициям местного населения.

 Только после посещения Красного Рога ты начинаешь понимать, что самое задушевное, поэтическое могло быть создано только здесь.

Подготовила: главный архивист

                отдела публикации и использования

                документов ГКУ БО ГАБО

Ефремова Е.Н.