(12+) Ровно 240 лет назад, в январе 1783-го, Екатерина II предопределила судьбы Брянска на столетия. Императрица подписала Указ о строительстве в заштатном городишке Литейного двора.

Ф. 221. Оп. 1. Д. 2. Л. 15
Ф. 221. Оп. 1. Д. 2. Л. 15

Брянск для размещения литейного двора был выбран не случайно. На протяжении почти трех веков (в XVI в. – 70-х гг. XVIII в.) в Брянской крепости была размещена артиллерия. А с 1722 года здесь располагался один из трех российских осадных парков (часть артиллерии, предназначенной для взятия крепостей и состоявшей из тяжелых орудий – пушек и мортир).

Для строительства завода было выделено 25 тысяч рублей, строительный отряд, состоящий из 222 солдат Канонирского полка, 60 мастеровых, архитектурный подмастерье из Московского арсенала Иван Морщинов и обоз со строительным материалом. Возглавил строительство капитан артиллерии Федор Михайлович Иванов.

Пока строился Арсенал, готовились кадры: в июне 1783 года из Московского Арсенала в Брянск для обучения местных мастеров прибыли мастера-литейщики.

Ф. 221. Оп. 1. Д. 38. Л. 92
Ф. 221. Оп. 1. Д. 38. Л. 92

26 января 1785-го Иванов уже рапортовал о «первом блине» оружейного производства: «пушки из ямы вынуты и снаружи оказались довольно гладкими…». И тут же на предприятие поступил госзаказ: «вылить мортир 5 пудовых ‒ 20, пушек 24 фунтовых ‒ 30, 18 фунтовых ‒ 30». И работа закипела. За 1787 год Литейный двор изготовил 53 орудия с лафетами и всеми принадлежностями, за 1788-й уже 60, а за январь 1789-го – сразу 90.

Отливка медных орудий производилась на Брянском Арсенале до 1882 года, затем медная артиллерия была заменена стальной. В 1882 году на Московской Всероссийской выставке Арсенал получил диплом первого разряда.

В 1919г. Брянский арсенал был переименован в Красный механический артиллерийский завод. Мехзавод освоил производство батальонных минометов, которые производил вплоть до 1941 года.

Бригада коммунистического труда Егорова завода Дормаш
Бригада коммунистического труда Егорова завода Дормаш

В этом же году Брянскому механическому заводу за отличные показатели в работе было присвоено имя С. М. Кирова. В 1941г. завод был эвакуирован на Урал. За годы оккупации заводские постройки в Брянске были почти полностью разрушены.

Для возобновления производства нужно было организовать разминирование цехов и территории завода, восстановить котельную и электростанцию мощностью в 300 кВт. Коллектив завода восстановил и запустил в эксплуатацию семь цехов, железнодорожную ветку, артезианскую скважину, отремонтировал жилые дома, здание заводоуправления. 17 сентября 1944 года на заводе была дана первая плавка чугуна.

В 1946г. завод был передан в ведение министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения. На предприятии было освоено производство транспортеров ПЛТ-400, одноосных автогрейдеров, смесителя асфальтобетона Д-152, грейдера Д-20, Д-192.

Сборка автогрейдеров на Брянском заводе дорожных машин
Сборка автогрейдеров на Брянском заводе дорожных машин

2 ноября 1967г. завод был удостоен имени 50-летия Великого Октября. Предприятие занесено на обелиск Трудовой славы области. В 1970г. завод удостоен ленинской юбилейной Почетной грамоты. 9 февраля 1983г. Президиумом Верховного Совета СССР за успешное выполнение производственных планов, социалистических обязательств и в связи с 200-летием со дня основания завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

16 сентября 1993г. Постановлением администрации Советского района г. Брянска зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Брянский арсенал» как правопреемник Брянского завода дорожных машин. В 2001г. ОАО «Брянский арсенал» вошло в холдинг «РусПромАвто». В ходе реструктуризации производственных активов ОАО «РусПромАвто» была создана компания «Группа ГАЗ» — крупнейший автомобилестроительный холдинг России. Группа ГАЗ» разделена на 6 дивизионов, завод «Брянский арсенал» вошел в дивизион «Спецтехника».