Брянский автомобильный завод – машиностроительное предприятие с давней и славной трудовой историей. Его специализацией является выпуск специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости и большой грузоподъемности, начиная от разработок и вплоть до технического обслуживания и ремонта.
«БАЗ» является поставщиком техники для Министерства Обороны, предприятий нефтегазового комплекса и краностроения. Шасси и тягачи Брянского автомобильного завода незаменимы там, где работа ведется в сложных и труднопроходимых условиях.
Изначально предприятие было лишь одним из корпусов сталелитейного завода в Бежице, где изготавливали тяжелые тракторы (их производство было освоено в 1956г.). Однако 4 июня 1958г., на основании постановления № 442 Президиума ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию автомобильной промышленности» от 17 апреля 1958г. автомобильный завод был выделен из состава Бежицкого стальзавода в самостоятельное предприятие.
Уже за 1958г. БАЗ выпустил 53 трактора. В 1959г. сюда из Москвы было перенесено производство автомобилей для нужд армии, а в 1960г. на Брянском автомобильном заводе было создано специальное закрытое конструкторское бюро и организовано самостоятельное производство. Значительную роль в создании разработок БАЗа сыграл главный конструктор Рафаил Александрович Розов, проработавший на предприятии до 1967г.
В 1959г. было организовано производство автомобилей специального назначения БТР 152, ранее изготавливавшихся на автозаводе им. Лихачева в Москве. Через пять лет, в 1964г. это производство было прекращено. Также, в начале 60-х гг. Брянскому автомобильному заводу было поручено приступить к организации производства специальных автомобилей высокой проходимости ЗИЛ-135к по конструкторской документации все того же завода им. Лихачева.
В июне 1964г. у БАЗа появился филиал – Навлинский автоагрегатный завод.
В 1968г. было прекращено производство тракторов и трубоукладчиков, но предприятие еще в течение 10 лет продолжало изготавливать к ним запасные детали для ремонтно-эксплуатационных работ.
Негативные процессы, связанные с распадом СССР, не обошли стороной и Брянский автомобильный завод. С началом 90-х для предприятия настали тяжелые времена, сокращались объемы заказов, цеха приходили в упадок.
В сентябре 1997г. в соответствии с планом реструктуризации акционерного общества БАЗ, Навлинский филиал был преобразован в ООО «Навлинский автоагрегатный завод», который через год стал открытым акционерным обществом. В настоящее время основной продукцией Навлинского автоагрегатного завода являются коробки отбора мощности на отечественные грузовые автомобили (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ) и карданные валы для привода спец.агрегатов (для пожарных машин, военной и коммунальной техники).
В июне 1998г. в результате реструктуризации Брянского автомобильного завода образовано ОАО “Брянский завод колёсных тягачей”.
Ситуация стала выправляться только к началу нового тысячелетия. В 2001г. БАЗ стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС), появилась возможность снова развивать свое производство. В 2003-2004гг. шасси семейства «Вощина-1» были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Началось серийное производство новых специальных колесных шасси и их поставки по государственному оборонному заказу, часть техники завод поставляет гражданским заказчикам, прежде всего для нефтедобывающей и строительной промышленности.
В 2006г. образовано ЗАО “Брянский автомобильный завод”.
В 2007г. БАЗ продолжил расширять сотрудничество с Кунгурским машиностроительным заводом по поставкам специальных колесных шасси и тягачей большой грузоподъемности для установок для бурения, освоения и ремонта газовых и нефтяных скважин.
С 2010г. развивается сотрудничество с концерном «Алмаз-Антей», в 2015г. было согласовано решение о передаче более 90% акций АО «БАЗ» в собственность концерна.
Тягачи разработки и производства АО «БАЗ» являются основной платформой для вооружений и военной техники, поставляемых Концерном «Алмаз-Антей» в рамках государственного оборонного заказа. Продукция Брянского автомобильного завода востребована в разработке месторождений, строительстве, для пожарной, спасательной и аэродромной техники, поскольку обладает надежностью и стойкостью к тяжелым погодным условиям.
Сегодня ЗАО «БАЗ» является одним из ведущих предприятий машиностроительной отрасли РФ, единственным отечественным предприятием, способным обеспечить полный цикл (разработка, испытания, производство, тех. обслуживание и ремонт) колесных шасси и тягачей высокой проходимости.
95% выпускаемой продукции состоит из комплектующих отечественного производства. Помимо сервисного обслуживания выпускаемой техники, завод также осуществляет обучение и повышение квалификации своих сотрудников и специалистов сторонних организаций в собственном Учебном центре (НОУЦ АО «БАЗ»), открытом в 2018 году.
Помимо технологического производства, большое внимание уделяется улучшению условий труда: обновляются цеха, обустраивается территория, проводятся мероприятия для сотрудников завода и членов их семей. Завод проводит дни открытых дверей и экскурсии для школьников и студентов. Непрерывно ведется разработка новых проектов, как для военной, так и для гражданской отраслей.
____________
Источники:
- ГАБО. Ф. Р-1583. Оп. 1. Д. 1, 4;
- ГАБО. Ф. Р-1583. Оп. 3. Д. 1.
- Кленов В.С., Зворыгин А.А. Брянский автомобильный завод. 25 лет. Брянск, 1983.