К 150-летию со дня основания Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, ныне ОАО «БМЗ».
Сегодня невозможно представить отечественное транспортное машиностроение без Брянского машиностроительного завода. Продукцию для железных дорог на БМЗ выпускают с момента его основания.
В разные периоды его существования предприятие можно было считать и вагоностроительным, металлургическим, оборонительным, сельскохозяйственным, дизельным. Востребованной и важной для развития нашей страны продукция завода была во все времена.
На сегодняшний день завод занимает достойное место в ряду успешных промышленных предприятий, составляющих экономический потенциал России. Тепловозы и судовые двигатели пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.
А начиналось всё с лесопилки, которую построил в 1865г. бывший крепостной Петр Губонин, уроженец д. Борисово Коломенского уезда Московской губернии. Он родился в 1825г. в семье крепостного каменщика, а закончил жизнь дворянином с 20-ти миллионным состоянием. На его гербе сам император Александр II начертал такие слова «Не себе, а Родине».
Свое состояние Губонин заработал на развитии железных дорог. Он был участником строительства: Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской, Орловско-Витебской и др.
Брянский машиностроительный завод появился благодаря строительству Орловско-Витебской железной дороги.
В 1863г. Петр Ионович Губонин купил на ее пути участок для заготовки древесины, предназначенной для шпал и станционного строительства. К этому времени английский подрядчик, фирма «Мюртин Пито», обанкротилась. И Губонин воспользовался шансом: предложил построить дорогу быстрее и дешевле, сэкономив государству 6 милл. рублей.
И уже спустя 5 лет, в 1868г., Орловско-Витебскую линию открыли для движения. Во время работы Петр Губонин познакомился с инженером путей сообщения Виктором Федоровичем Голубевым, который впоследствии стал «вторым отцом» завода. Именно он убедил Петра Губонина в том, что рельсы для строительства дороги выгоднее не покупать за рубежом, а производить на месте.
Так распилочный шпальный завод решено было переделать в рельсопрокатное предприятие.
20 июля 1873г. Александр II подписал высочайшее разрешение на учреждение «Акционерного Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу».
А уже летом 1874г. предприятие дало первую продукцию – железные рельсы и рельсовые крепежи для железной дороги.
С историей предприятия связана еще одна знаменитая фамилия – князя Тенишева, который в 1879г. возглавил акционерное общество завода.
Вячеслав Тенишев, помимо того, что являлся меценатом и удачливым предпринимателем, был известен как математик, финансист, ученый-этнограф. Но делом всей своей жизни он все-таки считал железные дороги. Еще его отец управлял путями сообщения в царстве Польском, и молодой князь, по его стопам, тоже стал инженером путей сообщения.
В 26 лет он основал свой первый завод на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавшем лесопильные рамы на паровой тяге и машины для производства конструкций железных мостов.
Этот опыт впоследствии и пригодился ему на Брянском заводе, который под его руководством довольно быстро стал ведущим металлургическим предприятием страны. Благодаря Тенишеву был сделан важный шаг к переходу с чугунных рельсов на стальные.
В 80-е гг. 19в. завод выпускал броню для броненосцев Черноморского флота. Из брянской стали построили восемь броненосцев, в том числе знаменитый «Потемкин». А в 90-е гг. того же века Брянский завод стал крупным производителем паровозов и вагонов.
Первый паровоз со стальными колесами был выпущен в Бежице в июне 1892г. В честь этого события был устроен большой праздник. После торжественной обедни паровоз-первенец установили на платформу, окропили святой водой, и он с громким свистом тронулся к железной дороге. Для всех рабочих в Народном парке (ныне Майском) были организованы гулянье и сытное угощенье. День завершился праздничным фейерверком.
С 1902г. завод наряду с мирной продукцией выпускал артиллерийские снаряды, а в 1906г. в производство запустили брянские плуги. Рекламные листовки того времени зазывно представляли продукцию предприятия и она пользовалась спросом, особенно после Столыпинской реформы:
«Брянский плуг легко и быстро
Пашет ниву нам родную
Потому, что он имеет
Стойку вечную стальную…
За легкий же и быстрый ход
Зовут плуг Брянский самоход».
В 1910г. Брянский завод выпускает первый отечественный электропоезд – двухвагонную секцию на аккумуляторной тяге.
В апреле 1915г. предприятие посетил царь Николай Александрович.
К приезду государя на железнодорожных путях завода построили несколько временных платформ и спецпоезд из 2-х вагонов для следования его по заводской территории. По такому случаю производство было приостановлено, но все работники находились на своих местах и тепло приветствовали императора.
Николая II встречали хлебом с солью. Поднести угощение на деревянном резном блюде, изготовленном рабочими завода, выпала честь мастеровому плужного цеха Стефану Латышеву.
Он обратился к Государю со словами: «Великий Государь! Рабочие Брянского завода счастливы тем, что Ты, Державный Хозяин Земли русской не забываешь нас, – пришел посмотреть наш труд в эту годину, когда наши дети и братья грудью стоят на поле брани за Тебя и дорогую родину, а мы здесь, не покладая рук своих, с радостью отдаем свой труд и свое достояние на славу Тебе и счастье России».
Из документов: «Приняв хлеб-соль, Государь Император милостиво благодарил рабочих за теплую встречу и усердную работу, столь необходимую для благо России во время войны, и, пожаловав серебряные часы приветствовавшему его рабочему, проследовал среди выстроенных шпалерами рабочих, передние ряды которых занимали Георгиевские кавалеры, на завод».(Ф.376.Оп.1.Д.297.Лл.91,101).
В честь приезда Николая II отлили мемориальную доску, на которой значилось: «Брянский рельсопрокатный железоделательный и механический завод осчастливлен посещением Его Императорского Величества Государя Императора Николая II 20 апреля 1915г. от Рождества Христова».
После революции предприятие находилось в ведение Высшего Совета народного хозяйства. Новая жизнь завода протекала по «Временным правилам внутреннего распорядка». (Ф.650.Оп.1.Д.1.Л.106). Эти правила были разработаны Александром Рожковым, инженером-технологом, изобретателем многослойной стали, возглавившим завод в революционные годы (1917-1918гг.), и одобрены В.И. Лениным.
На всякие случаи нарушения правил налагались наказания в соответствии с «Уставом наказаний за нарушение рабочей дисциплины». В соответствии с провинностью это могли быть выговоры, бойкоты и увольнения. (Ф.650.Оп.1.Д.11.Лл.5-5об).
Из документов: Интересен вид наказания по ст. II «Бойкот».
Он имел свою значимость и весомость при таких нарушениях как: неподчинение приказам предприятия, призыв и самовольную стачку без ведома и согласия рабочей организации, фабричного комитета, профсоюза; за переговоры с администрацией помимо своих выборных об условиях найма и увольнения, оскорбление словом рабочего, служащего, административного лица или выборного.
И подразделялся на такие пункты:
- Бойкот цеха на срок от 3-х дней до 2-х недель;
- Бойкот всей фабрики на те же сроки;
- Бойкот публичный, объявляемый через печать.
В зависимости от провинности по ст. III предусматривались «Увольнения», которые также подразделялись на виды:
- увольнение на срок от 3-х до 7 дней без уплаты заработной платы, но с сохранением места работы;
- увольнение от 3-х недель до 3-х месяцев, причем виновный мог вернуться на предприятие, если имелись свободные места;
- увольнение с оплатой за 2 недели вперед и лишением права поступить снова на предприятие в течение года;
- бессрочное увольнение и объявление об этом через печать и во все рабочие организации с предложением препятствовать поступлению виновного на работу на все предприятия данной местности.
Эти «Временные правила внутреннего распорядка» помогли наладить дисциплину и производство в то непростое время для завода.
Из документов: «Прогулы исчезли, черновой работы никто не боялся – на разгрузку вагонов, когда это было нужно, шли квалифицированные рабочие и мастера».
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. предприятие было эвакуировано в Сибирь. После освобождения Бежицы в 1943г. буквально из пепла заводчане подняли электростанцию – и на заводе, и в городе снова появилось электричество, а чуть позднее заработали цеха и мартеновские печи.
В послевоенные годы жизнь на заводе закипела. Стало возрождаться стахановское движение. Многие заводчане работали с личным клеймом, т.е. в полной мере отвечали за качество продукции.
Возобновилось вагоностроение. Начато было серийное производство вагонов-ледников, энергопоездов, турбин.
В 1966г. завод посетил первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Он выступил перед работниками предприятия и посадил на территории завода ель.
Стойко пережило предприятие тяжелые 90-е гг. 20в. При экономическом кризисе и спаде производства удалось сохранить рабочие места и удержаться на плаву.
Сегодня Брянскому Машиностроительному заводу есть чем гордиться: постоянно совершенствуются базовые модели железнодорожной техники, в цехах работают роботизированные сварочные комплексы, которые заменяют собой рабочую силу.
На предприятии действует единое заготовительное производство. Холодно-прессовочный цех обеспечивает деталями все сборочные линии завода – более 70 современных станков выпускают свыше 75000 деталей.
Постоянно повышается качество и надежность выпускаемых им тепловозов и локомотивов, а также другой продукции, которая является важной и востребованной как для Брянщины, так и для всей нашей страны.
Поступью чёткой, решительной
В ногу с эпохой идет
Брянский машиностроительный
Орденоносный завод!
(Павел Быков «Брянский комсомолец», 1973г.)
____________________________________
Главный архивист госархива Брянской области Евгения Ефремова
для радио России Брянск.