Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856г. в г.Ветлуга Костромской губернии, ныне Нижегородской области, в многодетной семье коллежского секретаря, помощника чиновника лесного ведомства Василия Федоровича Розанова и Надежды Ивановны, урожденной Шишкиной. Его родители рано умерли, и он остался на попечении старшего брата Николая.
В 1868г. Василий был определен в Костромскую гимназию, а в 1872г. по семейным обстоятельствам вместе с братом он переезжает в Нижний Новгород. Там, завершив учебу в гимназии, в 1878г. он поступает в Московский университет на историко-филологический факультет.
Окончив в 1882г. полный курс наук в университете и, получив степень кандидата, управляющим Московским учебным округом был назначен на должность учителя истории и географии в Брянскую четырехклассную мужскую про-гимназию. (Ф.304.Оп.1.Д.46.Лл.1-2а).
С августа 1882г. по июль 1887г. находился на службе в гимназии. Помимо истории и географии преподавал ещё латинский язык и являлся классным наставником в 1 классе.
За отличную и усердную службу 31 января 1887г. был награжден орденом Святого Станислава III степени.
Василий Васильевич Розанов в общей сложности проработал на педагогическом поприще около 15 лет, преподавая историю и географию в прогимназиях и гимназиях Брянска, Ельца, Симбирска, Белого, Вязьмы.
Говоря о роли учителя в процессе обучения, он не понаслышке считал деятельность учителя «более утонченной и деликатной, чем труд профессора или другого какого-либо ученого».
«Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Учитель же за все ответствует. Он творит не только «урок», но – по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере – обязуется сотворить и «душу ученика». Это – страшно тонко, одухотворенно, заботливо».
«Передавая из года в год одни и те же сведения, учитель должен каждый раз находить новую манеру, новый способ изложения, чтобы его с интересом воспринимали учащиеся. Чтобы не показаться смешным или неуместным, ему необходимо приспособиться к ним, знать их возрастные особенности», – писал Розанов.
А это не всегда бывает просто, как кажется на первый взгляд. Так и у Василия Розанова, в процессе его преподавательской деятельности, нередко случались конфликтные ситуации и недопонимания между его учениками и их родителями.
В госархиве Брянской области в архивном фонде «Брянская мужская прогимназия» на хранении имеется «Дело о конфликте преподавателя латинского языка, истории и географии В.В.Розанова с титулярным советником Ф.Н. Иткиным» за 1885г.
В его состав вошли личные документы ученика Брянской мужской прогимназии Михаила Иткина, 1868г.р., прошения Федора Николаевича Иткина на имя Попечителя Московского учебного округа и инспектора Брянской прогимназии о пересмотре оценок сына, а также жалобы о притеснении сына и его личном оскорблении, объяснительные письма и рапорты В.В. Розанова и др. учителей на имя руководства об обстоятельствах дела. (Ф.304.Оп.1.Д.86.Лл.27-39).
Из архивных документов видно, что работа в должности учителя Василия Розанова не очень-то привлекала, а скорее всего, тяготила, хотя любознательных и трудолюбивых учеников он выделял. У него даже была своя манера, так сказать, похвалы и одобрения – «слегка подергивать за ухо». И учащиеся знали, что это не метод наказания, а прием особого расположения их учителя к ним.
Из дела: «У меня есть, быть может, дурной обычай, хвалить и ласкать ученика, отличившегося хорошим поступком, или хорошо очень ответившего урок, – «едва касаясь брать за ухо». Этой своеобразной и, быть может, нехорошей ласке подвергаются именно лучшие ученики прогимназии, например, Добычин Михаил, Смирнов Владимир, Иванов Петр. Чего я никогда не делаю, во-первых, с учениками дурными и, во-вторых, ни с кем, когда бываю недоволен классом». (Ф.304.Оп.1.Д.86.Л.35об).
К сожалению, по словам Розанова, труд учителя редко бывает оценен: «учениками – еще по неосмысленности, родителями – по склонности к брюзжанию «родительского возраста».
«Государству необходимо создать лучшие условия для существования учителя», – писал Розанов в своих трудах, – «низкая заработная плата отгоняет от школ активных, сильных людей к другим ведомствам, свободнее поставленным и лучше обеспечивающим». (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).
В.Розанов был знаком с учителями разных гимназий «молодыми и старыми, с разным темпераментом, характером, складом ума, поэтому мог свидетельствовать, как учителя ощущают усталость, иногда даже становятся инвалидами. Словом, нуждаются скорее в заботе о себе, нежели бывают способны «оказывать беспрерывное, ежеминутное и самое утонченное внимание к нуждам сотен юных существ».
«На ранимую душу учителя постоянно действуют проводимые мероприятия: «поднятия уровня успеваемости учащихся», ежемесячный контроль за поведением, условиями содержания и проживания учеников; не говоря уже о ежедневной подготовке к занятиям, сопровождающейся постоянной отчетностью».
Государство и общество должны наконец понять, что нельзя пренебрегать личностью учителя, потому что «он-то и есть центр и душа школы, единственный ее реальный и значащий творец».
Значительное место Розанов отводит деятельности директора школы. «У нас, – замечает он, – директор – это какой-то монах в исповедальне, «наставитель», с вечным причитаньем: «да житие тихое и безмолвное поживем».
А директором должен быть умный, добросовестный, обладающий большой свободой руководитель, для которого «самонужнейшая функция» – «создать дух учебного заведения», а не заниматься отправкой бесчисленных отчетов в округ.
В.Розанов об учебном процессе: «Чтобы учебный процесс был эффективным и не тягостным, его надо строить с учетом 3-х главных принципов образования:
1. принцип индивидуальности «требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность. Лучше всего этот принцип реализуется в маленькой школе, где учителя и администрация знают своих подопечных в лицо.
Что касается образующего (учебного материала), то лучше усвоить одну тему досконально, чем хватать куски из каждой. Читая учебник истории, ученик должен знать, что это «мои предки умирали на Куликовом поле, что это не были ни греки, ни римляне, ни персы, ни французы».
2. принцип целости подразумевает то, что нельзя дробить очень сильно знания. «Необходимо долгое, вдумчивое к чему-нибудь одному отношение». Этот принцип выступает против множественности предметов изучения, чрезмерной краткости уроков, а также их обилия в один день.
«Лучшая школа есть не та, которая расширяет горизонтально курсы, прибавляя к одним предметам новые, а та, которая их суживает и в то же время углубляет.
3. принцип единства типа состоит в требовании, чтобы «все образующие впечатления, падающие на каждого ученика были непременно одного типа, а не разнородные или противоположные». Они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры, где они все развились (как факты, сведения, воззрения и т.д.) друг из друга, а не друг против друга или подле друга. Нужно оставить попытки соединить христианство с классической древностью, или жития святых с алгеброй».
А также нельзя смешивать три типа образования, так как в их основе лежат разные мировоззрения: античную классику, христианство и позитивную науку.
Эти типы знания разнородны: в их основе лежат различные мировоззрения. Каждый имеет место в опре-делённой школе: церковноприходские школы и епархиальные училища обращаются к христианству; реальные и коммерческие училища основой своего образования избрали позитивную науку; наконец, античная классика — фундамент классических гимназий.
У этих трёх типов образования разные исходные основания: античность, религиозное мышление, позитивная наука.
Особые надежды в воспитании детей Розанов возлагал на семью: «школа дает только посох человеку, которого формирует семья».
В семьях, где не один ребенок, лучше отделить детей от взрослых. Дети живут в своем, особом, мире. “Это отвечает требованиям как нравственного воспитания, так и умственного развития. Ребенок должен быть всегда серьезен и вместе с тем свободен: окружающие его люди не должны подавлять его своей властью и авторитетом.
Ребенок должен сам задуматься над вопросом, а не получать готового ответа. Если возле него постоянно будет находиться слишком умный, опытный педагог, на все дающий благоразумные ответы, все долго объясняющий, то он сделается не только неразвитым, а неуверенным, неуклюжим, до крайности робким умственно». Нельзя слишком опекать ребенка.
В бедных семьях, где за детьми меньше присмотра, вырастают смелые, независимые люди. Такие дети с детства приучаются к труду.
«Только труд и страх Божий помогают человеку выжить и не потерять своего человеческого облика. Вот на этом должно быть сосредоточено внимание родителей», – приходит в своих заключениях В.Розанов.
Задача же школы – воспитать человека не просто образованного, а культурного.
По словам В.Розанова: «Бескультурный человек подобен дикарю: у него одна потребность, удовлетворить голод или защититься от стужи. На все он смотрит равнодушным взглядом, перестает изумляться, ни к чему не привязан, ничего не любит, для него нет никаких святынь».
“Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, кто и сложен, т.е. не прост, не однообразен в идеях своих, в «чувствах, стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни”. Культура, культ есть внутреннее и особое внимание к чему-нибудь.
“Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждавший повсюду, на чем-нибудь останавливается».
«На смену бескультурной школе должна прийти школа культурная, которая будет не только оценивать человека в целом, но и должна оценивать его в будущем!»
Василий Васильевич Розанов извлёк из своего педагогического опыта такие общезначимые уроки и выводы, которые и сегодня, более века спустя, сохраняют свою весомость и актуальность.
__________________________________________
Подготовила: главный архивист отдела публикации и использования документов ГКУ БО ГАБО
Ефремова Е.Н.