К 100-летию со дня рождения известной пианистки, композитора, народной артистки СССР, профессора Московской государственной консерватории, уроженки г. Брянска Татьяны Петровны Николаевой.

«Я могу сказать, что жизнь сложилась
счастливо. Я всегда говорю, что родилась
вместе с музыкой. Это неотъемлемая часть
жизни. Играть для людей это моя страсть.
Я одержима этим».
Т.П. Николаева.

Татьяна Петровна Николаева родилась в мае 1924 года в городе Бежице Брянской губернии, ныне Бежицкий район города Брянска Брянской области. Ее отец Петр Николаевич Николаев был провизором в аптеке по роду своих занятий и музыкантом по призванию. Неплохо владея скрипкой, виолончелью, он собирал вокруг себя таких же, как он сам, меломанов и любителей искусства. В их доме или аптеке у отца постоянно устраивались импровизированные концерты, музыкальные собрания и вечера. «Отсюда, может быть, и началась моя музыкальность, моя безудержная любовь к музыке…» – вспоминала Татьяна Петровна.

В отличие от отца мать Зоя Аполлоновна Николаева занималась музыкой профессионально. В молодости она окончила фортепианное отделение Московской консерватории и, связав свою судьбу с Бежицей, нашла здесь обширное поле для культурно-просветительской деятельности. Она создала музыкальную школу, воспитала множество учеников.

С 3-х летнего возраста Таня начала заниматься музыкой и учиться играть на фортепиано. «Меня никто не подталкивал к роялю, не понуждал особенно к работе,— вспоминала Николаева.— Никто не настаивал, видя меня за клавиатурой — больше, больше… Может быть, именно поэтому я так любила свои занятия. Помню, став постарше, часто выступала перед знакомыми и гостями, которыми был полон наш дом. Уже тогда, в детстве, это и волновало, и приносило большую радость».

В тринадцать лет юная Таня поступила в Центральную музыкальную школу в Москве. Очарованный ее музыкальностью Александр Борисович Гольденвейзер берет девочку в свой класс и Татьяна становится его лучшей ученицей, преданной своему педагогу, старающейся перенять от него все, что возможно. Сама Николаева так оценивала роль А.Б. Гольденвейзера в своей судьбе: «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях».

От Александра Борисовича девушка переняла традиции русской школы игры на фортепиано. Музыкальные умения, полученные в классе Гольденвейзера, прекрасно сочетались с личностью самой Николаевой. Главными чертами ее фортепианной игры изначально были естественность, простота, выстроенность формы, сочетание внутренней свободы с абсолютным чувством ритма, удивительная мелодичность…

Разумеется, публика не могла не оценить выступлений юной пианистки. В 1945 году Татьяна Николаева получила первую премию на конкурсе Московской филармонии, посвященном А.Н. Скрябину. Через два года пианистка стала обладателем второго места на Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Праге.

В том же, 1947 году, Николаева с отличием закончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории, а три года спустя она получила диплом композиторского факультета. Ее дипломная работа, Первый фортепианный концерт, принесла ей Государственную премию СССР.

Сразу же после окончания консерватории Т.П. Николаева начала активную концертную деятельность, продолжавшуюся почти полвека. На сольных концертах исполнительницы в Малом зале московской консерватории всегда был аншлаг: репертуар пианистки в сочетании с ее исполнительским мастерством притягивал слушателей, как магнит.

В 1950 году Николаева выиграла главный приз Международного Баховского конкурса, посвященного 200-летию смерти И. С. Баха. Членом жюри этого конкурса был Д.Д. Шостакович. В дальнейшем Татьяна Николаева стала первым исполнителем 24-х Прелюдий и фуг Шостаковича. С тех пор композитора и пианистку связывала многолетняя дружба.

Несколько раз после своего отъезда в Москву Т.П. Николаева приезжала в Брянск. «Сегодня у меня был необыкновенный, очень волнующий день. 17 лет мне не удавалось быть в родном городе, который я очень люблю. Я бесконечно рада видеть его преобразованным. Цветущим. Днем я побывала в музыкальной школе, с которой у меня так много связано. Два часа играла там. Слушала ее воспитанников, беседовала с преподавателями … Я глубоко взволнована той теплой сердечной встречей, которую оказали мне мои земляки», – писала Татьяна Петровна.

В 1953 году Николаева окончила аспирантуру. В 1959 году она стала преподавателем Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а с 1965 года — её профессором. Татьяна Петровна записала около 50 пластинок, среди которых — много Баха, включая его «Искусство фуги». Ею был записан альбом со всеми сонатами Л. Бетховена. За исполнение произведений Р. Шумана в 1971 году она была удостоена в ГДР Премии Роберта Шумана.

Т.П. Николаева зарекомендовала себя не только прекрасной пианисткой, но и композитором. Ею написана соната «Полифоническая триада», вариации памяти Н.Я. Мясковского, 24 концертных этюда, Второй фортепианный концерт. Все это посвящается ее любимому инструменту — роялю. В других, не фортепианных жанрах созданы симфония, оркестровая картина «Бородинское поле», струнный квартет, трио, скрипичная соната, поэма для виолончели с оркестром, ряд камерно-вокальных произведений, музыка для театра и кино.

На Западе известность пришла к Николаевой уже под конец жизни. После распада СССР она сделала несколько концертных туров по Европе и Америке и принята была с большим успехом. Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Д.Д. Шостаковича в 1991 году принесла Т.П. Николаевой премию Gramophone в инструментальной категории.

13 ноября 1993 года во время исполнения этого произведения на концерте в Сан-Франциско, Татьяна Петровна почувствовала себя плохо и вынуждена была прервать своё выступление. Она умерла девять дней спустя, 22 ноября. Николаева похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1999 году имя Татьяны Петровны Николаевой присвоено Детской школе искусств №1 города Брянска, где начинался её творческий путь. В 2000 году на здании школы искусств открыта мемориальная доска, посвящённая памяти Николаевой.

С 1996 года на базе Брянской школы искусств №1 (ныне носящей имя пианистки) каждые два года проводится Межгосударственный конкурс юных пианистов имени Николаевой.