🎭 К 95-летию со дня рождения народной артистки России, актрисы Брянского драматического театра М. А. Гавриловой-Эрнст.
Я, конечно, погрешу против всей личной жизни, но для меня счастье — это, прежде всего, творчество, театр. Театр, который я до боли люблю.
М.А. Гаврилова-Эрнст
Марина Александровна Гаврилова родилась 2 августа 1929 года в Москве. Детство актрисы прошло в старой коммунальной квартире на Арбате, она сама себя называла «дитя арбатской коммуналки». Отец Александр Фомич Гаврилов был инженером, 2 года учился в консерватории по классу виолончели. Мать Татьяна Владимировна работала в детском саду, играла на фортепиано, хорошо рисовала. Эталоном для Марины Александровны всегда являлась её бабушка – Елизавета Владимировна Пуликовская. Она была сильным, жизнерадостным человеком, получила прекрасное образование, играла на фортепиано, пела, танцевала, знала французский язык, очень много читала. С малых лет она прививала внучке любовь к искусству. Марина Александровна также прекрасно пела, танцевала, сочиняла стихи. Кроме этого, она владела французским языком.
Любимым занятием семьи были новогодние спектакли для родных и друзей. Все вместе наряжали ёлку, шили костюмы, готовили сценарии. Домашний театр стал началом профессии будущей актрисы.
В 1951 году Марина Александровна поступила на подготовительное отделение театрального училища им. Б.В. Щукина, под руководством Б.Г. Кульнева. В училище познакомилась со своим будущим мужем – Геннадием Алексеевичем Эрнстом. В 1956 году окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина (педагог – В.К. Львова), где вместе с ней на одном курсе учились Александр Ширвиндт, Вячеслав Шалевич, Нина Дорошина. После окончания училища Гаврилова-Эрнст объездила всю страну, работала в Челябинском академическом театре драмы им. С.М. Цвиллинга, Тульском академическом драматическом театре, Северо-Осетинском русском театре, Мурманском областном драматическом театре.
В 1969 году Марина Александровна приехала в наш город и стала актрисой Брянского театра драмы имени А.К. Толстого. В Брянске актер и режиссер Геннадий Эрнст – муж Гавриловой, поставил восемь спектаклей. Здесь Марина Александровна провела половину своей жизни, сыграла десятки ролей и стала народной. Этот город, театр, зрители, стали родными для неё. Высоко ценила Марина Александровна опыт работы не только с мужем — режиссером Г. Эрнстом. Много добрых слов ею было сказано о директоре Брянского театра Александре Владимировиче Васильеве, сумевшем собрать прекрасную труппу, где служили мастера Мария Гермацкая, Борис Зайденберг, Леонид Кулагин, Татьяна Силина, Константин Вологдин, Валерий Прохоров, Инга Хотяновская.
Много лет актриса вместе с театральной труппой Брянского театра приезжала в город Клинцы, где дарила зрителям свой талант, делилась радостью творчества, благодарила их за любовь к театру. Об этом городе она с теплом вспоминает в своей книге «Моя жизнь в театре и дома»: «Если по другим городам и селам мы ездили не каждый год, то в Клинцы и Новозыбков – ежегодно. Работали мы в этих городах недели по две, всегда с новым репертуаром. И могли себе позволить привозить даже самые масштабные спектакли, как «Дмитрий Донской». В Клинцах все было для нас родное: гостиница, парикмахерская, сцена городского Дома культуры. Нас в Клинцах любили, на спектакли шли семьями, и зал был всегда полон».
В книге воспоминаний есть несколько её стихотворений, посвященных городу Клинцы:
«Нас Родина в Клинцы зовет,
И дух традиций воскрешая,
Мы едем по родному краю,
Как скоморохи шли в народ».
На протяжении 12 лет Марина Гаврилова руководила Брянским областным отделением Союза театральных деятелей, также была депутатом Брянского областного Совета депутатов.
Актриса М.А. Гаврилова вобрала в себя много чужих жизней и характеров — более 120 ролей! Самые известные её театральные работы: «Иркутская история» А.Н. Арбузова — Валька, «Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина — Гелена, «Барабанщица» А. Салынского — Нила Снижко, «Ретро» А. Галина — Роза Песочинская, «Эхо Брянского леса» С. Шермана — Аня, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского — Мигачёва, «Дикарь» А. Касона — Матильда, «Последние» М. Горького — нянька Марина, «Дядя Ваня» А.П. Чехова — старая няня, «Будьте здоровы, мсье!» П. Шено — Луиза, «Касатка» А.Н. Толстого — Анна Аполлосовна. Марина Александровна пользовалась огромной любовью зрителей и была поистине «королевой зрительских сердец».
В своей книге воспоминаний «Моя жизнь в театре и дома» Марина Александровна написала следующие строки: «С годами начинаешь удивительно объективно смотреть на женщин: и на женщин-актрис, и на женщин в троллейбусе, ценить и с радостью принимать их молодость, их прелесть, красоту. Мои ангелы-хранители – святые Козьма и Демьян. Они были покровители бабушкиной гимназии в Чудиново и теперь оберегают мое семейство. Каждый вечер, прежде чем заснуть, прошу: «Помогите дочери моей Маше во всех многотрудных делах и наставьте на ум на разум моего внука Николку». Самой успешной ролью стала собственная жизнь Марины Александровны, и главный её талант — умение жить и радоваться жизни.