Фотоколлекция Государственного архива Брянской области пополнилась редким фотоснимком – Панорамой первой очереди цементного завода Акционерного общества Мальцовских заводов (в настоящее время АО «Мальцовский Портландцемент»). На переднем плане пруд и насосная станция с локомобильной установкой; в центре за заводским забором галерея подъёмника сырья и вальцовый цех; на заднем плане труба силовой станции и цементный элеватор. Справа в кадр не вошёл шнейдеровский цех (печи обжига). Данный фотодокумент является подлинником с фирменным оттиском фотоателье Зискинда, Брянск, 1900 г. Фотография была обнаружена в 2015 г. на чердаке одного из домов в г. Людиново. Это самый ранний из известных снимков завода. Снимок передан в архив краеведами Юрием Юрьевичем Кузнецовым и Павлом Александровичем Марченковым.

Историческое ядро цементного завода, запечатлённое на старинной фотографии, находилось за пределами современного производства: севернее его, в квартале между современными улицами Фокина и Советской. К сожалению, ни одно из зданий, запечатленных на снимке, не сохранилось до наших дней. Однако в историческом заводском квартале, на территории бывшей советской автобазы, чудом сохранились два здания завода Мальцовского портландцемента, более поздней постройки.

В 1898 г. правление акционерного общества Мальцовских заводов на фоне дефицита цемента на внутреннем рынке Российской империи и потребности в строительном материале для расширения собственных производств приняло решение построить цементный завод. Специально для этого в Брянск прибыл Л.К. Шешминцев – известный инженер-механик и промышленник, построивший к тому времени два цементных завода в Сибири. Он провёл исследования в районе реки Болвы севернее Брянска, где нашёл «богатые залежи мелу и глины, при чрезвычайно благоприятных условиях их разработки». Выбранное место было крайне выгодно с точки зрения стоимости производства работ и логистики: в прямом доступе имелось пять железных дорог и линия сплава во всю приднепровскую местность.

В 1899 г. общее собрание акционеров общества Мальцовских заводов приняло решение «О продаже земельного участка под устройство цементного завода в Жиздринском уезде, Калужской губернии, Пупковской волости, близ деревень Боровки и Березины» учрежденному накануне акционерному обществу Мальцовского портландцемента. Сегодня мы знаем этот населённый пункт, как город Фокино Дятьковского района. В августе 1899 г. в присутствии учредителя акционерного общества и ряда приглашённых сотрудников Мальцовского промышленного округа там был заложен первый камень, а уже в октябре 1900 г. цементный завод был официально запущен (производительность – 49 тыс. т. цемента в год).

Согласно принятому проекту, предприятие оснащалось самым передовым на тот момент оборудованием как отечественного, так и импортного производства. Завод имел собственную электростанцию, обеспечивающую энергией производственные двигатели, канатную дорогу-транспортёр из карьера и освещение построенного неподалёку рабочего посёлка. В это время во всём Брянске электростанция имелась только на Арсенале и обеспечивала исключительно сам завод; а город, освещаемый керосиновыми фонарями, получил свою первую станцию общего пользования лишь в 1916 г.

В целом, дореволюционный промышленный комплекс завода близ Брянска состоял из трёх очередей строительства, каждая из которых по сути являлась отдельным заводом с обособленной производственной линией. После ввода в эксплуатацию второй очереди (1909-1910 гг.) завод стал крупнейшим предприятием по производству цемента в России. Третья очередь (1911-1912 гг.) обеспечила пиковую производительность дореволюционного промышленного комплекса Мальцовского портландцемента. Для сбыта продукции акционерное общество имело крупную сеть торговых контор от Риги до Иркутска. В 1912 г. на заводе функционировали 18 шахтных печей системы «Шнейдера» и 5 вращающихся печей датской фирмы «Смидт и К0» общей мощностью 225 тыс. т. цемента в год.

В годы Первой мировой войны начался спад производства цемента, завод работал на военное ведомство. В мае 1923 г. заводские трубы задымили вновь. В 1924 г. одним из первых в стране, завод стал выпускать пуццолановый портландцемент, использую местные залежи трепела.

В годы Великой Отечественной войны наиболее ценное оборудование было эвакуировано в г. Вольск Саратовской области, оставшееся почти полностью было уничтожено фашистами. В 1944 г. началось восстановление завода, а спустя два года восстановление предприятия было в основном завершено. В 1970-80-е гг. Производственное объединение «Брянскцемент» становилось неоднократным победителем Всесоюзного общественного смотра-конкурса на лучшее качество строительства и награждалось дипломами Госкомитета СССР по делам строительства.

За время существования предприятия не один раз менялись его название и подчиненность:

1899-1911гг. – Цементный завод Акционерного общества Мальцовского портландцемента;
1911-1918гг. – Цементный завод АО Мальцовских заводов;
1918-1923гг. – Государственный Мальцовский цементный завод ВСНХ РСФСР;
1923-1925гг. – Цементный завод треста «Государственные Мальцовские заводы»;
1925-1929гг. – Портландцементный имени тов. Воровского государственный завод;
1929-1950гг. – Брянский цементный завод им. Воровского;
1950-1975гг. – Брянский цементный завод;
1975-1992гг. – Производственное объединение «Брянскцемент».

При акционировании предприятия в декабре 1992г. ему было возвращено первоначальное историческое название – АО «Мальцовский портландцемент».

В 1994 г. завод стал лидером цементной промышленности страны.

В настоящее время ОА «Мальцовский Портландцемент» также является крупнейшим производителем высококачественного цемента не только в России, но и за ее пределами.