Уходили на восток эшелоны

(о работе Брянских предприятий в эвакуации в годы Великой Отечественной войны)

14 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации промышленных предприятий из 15 западных районов Орловской области, т.е. из основной части современной Брянской области. Сразу же началась огромная работа по перебазированию на восток заводов и фабрик Брянщины. В Красноярск эвакуировался завод «Красный Профинтерн» (ЗАО УК «БМЗ»), в Челябинскую область – механический завод им. Кирова (ОАО «Брянский Арсенал») и химический завод № 113 из п. Сельцо (ОАО «Брянский химический завод»), в Саратовскую область отправлялись вагоностроительный завод им. Урицкого (ЗАО ПО «Ирмаш»), Брянский цементный завод (ЗАО «Мальцевский портландцемент»), Брянский фосфоритный завод, в Москву – Погарский сигаретный комбинат, в Ульяновскую область – Клинцовская текстильная фабрика, в Свердловскую область - Суражская картонная фабрика «Пролетарий». Для перевозки на Урал были подготовлены 8 предприятий Дятьковского района. Только из Брянска вывезли около 140 железнодорожных составов или почти 300 тысяч тонн народно-хозяйственных грузов.

На эвакуируемых предприятиях жизнь была подчинена только одному – быстрее все вывезти в тыл. Как вспоминал один из руководителей завода «Красный Профинтерн»: «Если вчера трудовая доблесть измерялась количеством собранных паровозов, то сегодня – числом разобранных станков».

Завод прибыл на совершенно пустое место, вернее, на строительную площадку будущего завода «Сибтяжмаш». Первой задачей стала разгрузка прибывающих эшелонов. Работать приходилось по 14 – 16 часов. Всего было разгружено почти 6 тысяч вагонов – это 190 тысяч тонн станков и оборудования. Одновременно началось строительство цехов, подсобных помещений, бараков для жилья. Ведь, кроме станков, на новое место прибыли более 15 тысяч человек. Строителями стали все, невзирая на профессии.

Пока готовили к работе основные цеха, профинтерновцы начали производить оборонную продукцию – в приспособленном помещении конюшни совхоза «Удачный» – минометы, в ремесленном училище – ручные гранаты.

К весне 1942 г. было сооружено шесть цехов. 1 мая завод сдал в эксплуатацию клуб и кинотеатр на 600 мест, к концу 1942 г. он досрочно выполнил годовую программу по военной и мирной продукции, построил 15 двухэтажных домов, 2 детсада на 300 мест, приступил к строительству заводской амбулатории.

В мае 1943 г. завод выпустил первый мощный товарный паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе). Его собирали под открытым небом, прямо на железнодорожных путях заводской ветки, проложенной на берегу Енисея. Пока еще не было производственного корпуса, который мог вместить большой магистральный локомотив. Специальный пробег первого паровоза по маршруту Красноярск - Москва – это 5,5 тыс. километров – показал его высокое качество. К концу 1943 г. из ворот завода вышло 25 паровозов. План по заказам для фронта, как и по товарной продукции, был выполнен на 113%. Кроме того, заводом были построены и сданы техникум, начальная школа, детский сад, ФЗО (фабрично-заводское обучение), рабочий городок. За трудовые успехи коллективу завода была объявлена благодарность наркома тяжелого машиностроения Н.Казакова и выделена премия.

17 сентября 1943 г. советские войска освободили г. Брянск и Бежицу. А еще раньше 21 августа 1943г. Совет Народных Комиссаров СССР (правительство СССР) принял постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Согласно данному постановлению, Государственный Комитет Обороны указал, что завод «Красный Профинтерн» в г. Бежице должен быть восстановлен в 1944 г. Теперь из Красноярска в Бежицу двинулись эшелоны с оборудованием, материалами, людьми. «Красный Профинтерн» возвращался домой, оставив на берегах Енисея своего двойника – мощный завод по выпуску магистральных паровозов, металлургических кранов, других машин для промышленности – завод «Сибтяжмаш». За годы войны в чистом поле на правом берегу Енисея родился второй «Красный Профинтерн» (некоторое время его именно так и называли). Было построено и введено в эксплуатацию 15 цехов площадью в 72 тысячи кв. м., рабочий поселок общей жилой площадью 50 тысяч кв.м., выпущено 5700 тонн различного оборудования, создан целый культурно-бытовой комплекс: детские сады, школа, клуб, кинотеатр, амбулатория.

20 февраля 1945 г. Коллектив завода «Красный Профинтерн» получил телеграмму от председателя Государственного Комитета Обороны СССР тов. И.В. Сталина: «Поздравляю рабочих, инженеров, техников и служащих Красноярского машиностроительного завода «Красный Профинтерн» с большой победой – окончанием строительства и вводом в действие первой очереди завода. Родина не забудет ваш труд по созданию в военное время новой крупной базы тяжелого машиностроения в Сибири».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1945 г. Сибирский завод тяжелого машиностроения был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 162 его рабочих, инженеров, техников получили ордена и медали.

Цеха Брянского паровозостроительного завода (1943-1947 гг.)


В октябре 1941 г. в г. Усть-Катав Челябинской области прибыли эшелоны со станками, инструментами механического завода им. Кирова. Теперь он назывался Брянский завод № 13. Приехали около 10 тысяч специалистов и рабочих. Людей расселяли в клубах, пионерских лагерях, по домам в ближайших деревнях, срочно строили бараки. Завод начали монтировать на территории местного вагоностроительного предприятия. Но оно было таким маленьким по сравнению с Брянским заводом, что рабочие шутили, к пуговице пальто пришиваем.

Кировцы привезли с собой все, что не успели доделать дома: зенитки, пушки для танков Т-34, снаряды. Поэтому готовую продукцию для фронта завод начал выпускать рекордно быстро. Уже в октябре местная газета «Авангард» писала о заводе: «Лозунг коллектива – «Бить врага высокой выработкой!» Две с половиной нормы в смену выполняют кузнецы бригад т.т. Булаткина и Аверченко. 170-180% задания дают станочники. На заводе началось движение за совмещение профессий и многостаночное обслуживание».

Завод выпускал мощные танковые пушки, платформы для зенитных установок. Это для войны. А для мира изготавливал и ремонтировал сельхозтехнику для Катавской МТС, местных колхозов и совхозов, помогал в уборке урожая, строил жилье.

К 1943 г. заводчане добились трехкратного увеличения объема производства по сравнению с 1940 г. Более половины работавших на заводе бригад назывались «фронтовыми», т.е. выполняли норму на 150 и более процентов.

Коллектив завода активно участвовал в сборе средств для Красной Армии: на военные корабли (200 тыс. рублей), на танковую колонну им. Челябинского комсомола, на подарки бойцам – полушубки, теплое белье, одеяла, свитера.

Когда в начале 1943 г. по решению трех обкомов ВКП(б) – Свердловского, Пермского и Челябинского – начал формироваться Уральский добровольческий корпус, 76 парней с завода вступили в него. Коллектив же решил: «Обеспечить сверх программы полностью вооружением производства нашего завода ту часть Уральского добровольческого корпуса, которая будет возложена на завод за счет личных сбережений коллектива».

Корпус так доблестно сражался на фронтах войны, что был награжден орденами Красного Знамени, Суворова 2-ой степени и Кутузова 2-ой степени. В городах Екатеринбурге (Свердловске) и Челябинске в его честь были сооружены памятники.

В 1945 году за большой вклад в победу над фашистской Германией Усть-Катавский завод им. Кирова был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 98 его сотрудников удостоены правительственных наград.

После освобождения Брянска завод вернулся домой. Всего год потребовался на его восстановление. Но теперь он выпускал другую продукцию – дорожные машины. А в Усть-Катаве осталась не только добрая память о нем. Как гласила докладная записка Катавского райкома ВКП(б): «За время Отечественной войны промышленность района совершенно изменила свое лицо».

23 августа 1941 г. в г. Энгельс Саратовской области прибыл первый эшелон с оборудованием и станками вагоностроительного завода им. Урицкого. Его эвакуация сопровождалась, насколько это было возможно, продолжением работы. Пока одни станки демонтировали, другие день и ночь работали, не останавливаясь. Завод обеспечивал подвижным составом для эвакуации предприятия Брянска и Бежицы. Свое оставшееся оборудование, сырье, полуфабрикаты вагоностроители отправили в тыл на последних платформах – врагу не оставили ничего.

Вместе с заводом в г. Энгельс прибыли более трех тысяч человек. Под размещение эвакуированного предприятия выделили территорию трактороремонтного завода. Разгружать и доставлять к месту монтажа громоздкие станки, молоты, прессы приходилось вручную. Уже в сентябре завод начал выпускать новую для него военную продукцию: артиллерийские снаряды со стальными оболочками боеголовок, мины, позднее – запасные части к танкам. «Завод входил в историю не броско, как труженик, не кичась и не ноя. Хоть были дни, когда совсем непросто давался труд для мира и для боя», – это строчки из стихотворения, посвященного тем суровым дням. «Было не просто трудно, было страшно трудно, – вспоминает бывший начальник цеха Серебренников. – Рабочие сутками не выходили из цехов. Возраст во внимание не принимался: что подросток, что уже немолодой человек. Уставали смертельно, но понимали, наш труд нужен фронту». Рабочим-стахановцам открывали лицевые счета, куда заносили выпущенные сверх плана детали. Из 33 комсомольско-молодежных бригад, трудившихся на заводе, 27 были «фронтовыми», т.е. значительно перевыполнявшими свои нормы.

В декабре 1942 году за успешное выполнение задания по производству боеприпасов коллективу завода была объявлена благодарность правительства и выделена денежная премия. А в октябре 1943 г. завод занял второе место во Всесоюзном соревновании среди родственных предприятий и был удостоен переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны.

Когда в 1942 г. объявили подписку на государственный военный заем, на него подписались почти все рабочие и служащие завода. Сумма подписки значительно превысила месячный фонд зарплаты.

Большую помощь заводчане оказывали сельскому хозяйству района, и эту работу они приравнивали к своему оборонному заданию. Шефствовали над двумя МТС – Нахойской и Приволжской, ремонтировали трактора, другую технику, изготавливали различный инструмент: гаечные ключи, молотки, зубила, сверла, напильники. При заводе действовали трехмесячные курсы, где готовили токарей, слесарей, электросварщиков для МТС. Туда же периодически командировали бригады рабочих и техников.

Когда в 1943 г. от немецкой оккупации был освобожден г. Брянск, выяснилось, что от завода им. Урицкого в Брянске остались одни развалины, не подлежащие восстановлению. Выгоднее было построить новый завод, к чему и приступили в 1951 г. Это был завод по изготовлению строительных машин и механизмов – «Строммашина». 10 апреля 1956 г. он уже дал свою первую продукцию. В 1964 г. его переквалифицировали в завод ирригационных машин (Ирмаш).

А в Саратовской области жил, работал, строился и расширялся завод им. Урицкого. В 1946 г. он вернулся к выпуску довоенной продукции: платформы, полувагоны, думпкары. В 1950 г. его переоборудовали под первый в стране завод по производству троллейбусов. Ныне ОАО «Троллейбусный завод» - предприятие, по масштабам производства не имеющее себе равных в мире. И как память о его истоках растут вдоль корпусов завода брянские ели, присланные в подарок из далекой Брянщины.

Эвакуация. Одна из страниц в истории Великой Отечественной войны. Сколько сил, энергии, а иногда и здоровья требовалось сначала на эвакуацию, а потом на возрождение предприятий на новом, чужом, часто не пригодном для работы и обитания месте. Но брянские заводы и фабрики возрождались и работали во имя одной великой цели – Победы.

«Станки стояли прямо на снегу, к морозной стали руки примерзали, и задыхалась вьюга на бегу, и в белых вихрях затерялись дали. Еще не воздвигались корпуса, и котлованы только намечали, но вы творили, нет, не чудеса, вы просто фронту честно помогали».


Главный специалист ГКУ БО ГАБО Т.В.Михеева