Широкая масленица

(12+) В череде народных праздников особым весельем, удалью, бесшабашностью славится масленица. На Руси её любили, почитали и также шумно гуляли, как и рождество, Но возникла она ещё в дохристианские времена, когда наши предки, древние славяне, поклонялись языческим богам и главному из них – богу солнца.


С началом весны люди радовались новому возрождению природы, уходу зимы, славили солнце и всё это вылилось в многодневное празднество. Оно обросло многочисленными обрядами и обычаями, которые имели глубокий смысл. Чем больше веселились, скоморошничали, тем сильнее угождали солнцу, вызывая его милость. А гам, шум, многоголосье изгоняли злых духов, нечистую силу, которые не выносили веселья, шуток, дураченья, хорошего настроения. Чтобы отвадить всю нечисть от дома, переодевались в чужую одежду, рядились в шкуры животных, мазали лица сажей.


Масленицу величали и широкой, и раздольной, и чистой, и необъятной. Начиналась она в понедельник, а канун её – вселенская суббота или большая родительская посвящалась памяти умерших родителей. Масленица длилась целую неделю и каждый её день имел своё название. Понедельник- встреча. Рано утром ребят отправляли вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Их сменяли на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозили по деревне чудо-дерево, украшенное бубенцами и разноцветными лоскутами. Затем принимались возить масленицу - весельчака, переодетого женщиной. Сани или повозку убирали вениками, где только можно, подвешивали маленькие колокольчики и погремушки, в сани ставили штоф с водкой, бочонок с пивом и короб со съестными припасами.


Вторник называли «заигрыши». Начинались игрища. Наряженные скоморохи веселили и потешали толпу. За потеху угощали брагой, пивом и, конечно, блинами. Блины это первое и обязательное блюдо на масленицу. Было их разное множество, но все они круглые, золотистые, с жарким румянцем символизировали солнце. На масленичную неделю нельзя было есть мясо, но это блюдо с лихвой заменяли блины с маслом , сметаной, сыром, грибами и икрой.


Среда – «лакомка». Каждая хозяйка старалась удивить своих близких каким-нибудь особенно вкусным угощением - пироги, ватрушки, сахарные пряники, медовые калачи. А на улице свои забавы- качели, катание с ледяных горок, ряженые, вожаки с медведями, кукольники с Петрушкой, кулачные бои.


Четверг – «разгуляй четверток». Это вершина праздника. И главная его особенность – взятие снежного городка. На реках, прудах или в поле сооружали из снега городок с башнями, воротами и прорубью. Он олицетворял собой зиму. Участвующие в игре вооружались палками и мётлами и делились на две группы. Одна защищала городок, другая на него нападала. Городок обязательно брали и разрушали, что и означало победу весны над зимой. Воеводу разрушенной крепости купали в проруби. А ещё на широкий четверг составляли потешный «поезд» . На нескольких санях усаживали ряженных , медведя и Масленицу, развесёлого удальца, переодетого в женские платья, и возили по улицам с песнями. Всё это сопровождалось звуками колокольчиков и бубенцов.


Пятница слыла под именем «тёщиных вечеров». А значит зятья должны были навестить своих тёщ. Вечера проходили в тихой сердечной беседе, все старались угодить друг другу.


В субботу – «золовкины посиделки». В этот день было принято навещать родственников. Особо бойкие успевали побывать в гостях в нескольких домах.


А завершало праздники – «прощённое воскресенье». Прощались с масленицей, провожали зиму, просили прощение друг у друга. Вечером на окраине деревни проводился обряд сожжения масленицы – сжигали соломенное чучело. В иных местах существовал обычай сжигать ледяную гору. По всей деревне собирали хворост, щепки, накопившийся за зиму хлам. Всё это складывалось на ледяной горе и разводился костёр. огонь топил лёд, как весеннее солнце должно было растопить зимний холод. Огонь был также и очистительным. Он убивал нечистую зиму, зимовавшую в залежалом хламе и старой соломе.


Воскресенье завершало собой разгульное, шумное веселье. В народе говорили: «Ешь до икоты, пей до хрипоты, пой до наусаду , пляши до упаду». Были и другие поговорки: «Хоть что заложить, а масленицу проводить», «Масленица объедуха, деньгам приберуха», «Масленица широка, затопила великий пост». Не без иронии говаривали: «Пили на масленницу, а с похмелья ломало на радоницу».


В последний день масленицы позволяли себе ещё одну потеху.


У православных время от 7 января /рождества/ вплоть до масленицы считалось свадебным. В 15 в. месяцы январь и февраль прямо так и называли свадьбами. И сама масленица – праздник начала новой жизни, праздник новообвенчанных , молодых, торжество вновь сложившейся семьи. Ну а те, кто не успел пойти под венец в мясоед, подвергались насмешкам и издевательствам. В прощённое воскресенье хозяйки больших семей к ногам девушек и парней привязывали колодку - завёрнутое в холст полено или палку. С таким «украшением» те должны были пройти по деревне.


Покуралесив и пошумев, православные вступали в самый строгий, великий, семинедельный пост. И то, что поощрялось в эту сумасшедшую неделю, было большим грехом в пост. Вот уже действительно, не всё коту масленица. Пиршество заканчивалось, тут уж не попоёшь , не повеселишься . А пышные скоромные блины, остатки греховного праздника, уже с воскресенья на понедельник считались хлебом поганым, богатые их даже выбрасывали.


В первую субботу поста хозяйки пекли совсем другие блины, пресные, безвкусные – тужили по масленице. В прощенное воскресенье готовили себя к уравновешанной тихой жизни. И главное, нужно было попросить прощение у родных, друзей, соседей, просто знакомых за поступки, слова и даже недобрые мысли.


Масленица заканчивалась, чтобы ровно через год вернуться - необузданная, взбалмошная, неугомонная, одним словом – широкая.



Главный специалист ГАБО
Михеева Т. В.