Усадьба Романовых в слободе Локоть Севского уезда

(12+) Локоть – поселок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области, в 75 км к югу от Брянска. В состав городского поселения также входят сельские населенные пункты: поселки Веселый Кут, Каменка, Красное Поле и Чистополянский.

Впервые упоминается в первой половине XVII века как слобода Локотской Колодезь в составе Брасовского стана Комарицкой волости. В 1741гг. - один из 38 населенных пунктов Комарицкой волости, подаренных императрицей Елизаветой Петровной генералу Апраксину. В 1778-1782гг. волость входила во временно образованный Луганский уезд, затем до 1929г. находилась в Севском уезде. В 1830 - 1840-х гг. в сл.Локоть строится великолепная усадьба Апраксиных с 4-этажным дворцом, прудами и фонтанами. С 1861 по 1929г. Локоть входит в состав Апраксинской (с 1918г. - Брасовской) волости).

Основание: Населённые пункты Брянского края. Энциклопедический словарь. — Изд. 2-е, Брянск, 2012. — С.230.

Усадьба Романовых располагалась в центре слободы, занимала холмистый участок по соседству с лесом, с которым смыкался ее парк. Возникла на рубеже 18-19 веков, перенесена сюда владельцем С.С. Апраксиным из соседнего села Брасова после крестьянского восстания 1796-1797 гг. В середине 19 века продана орловским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником В.В. Апраксиным в Департамент уделов; с 1882 года находилась во владении великих князей Романовых: сначала Георгия Александровича, а затем его брата Михаила Александровича.

Георгий Александрович (1871 - 1899 гг.), флигель-адъютант, атаман всех казачьих войск, с 1894 г. наследник престола, скоропостижно умер в 1899 г. Михаил Александрович (1878-1918гг.), флигель-адъютант, в 1899-1904 гг. наследник престола, с 1901 г. член Государственного совета. В 1912 г. тайно обвенчался в Вене с Натальей Сергеевной Вульферт, которая в 1915 г. получила титул графини Брасовой (по названию имения). В 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу Михаила Александровича. После совещания с лидерами думских партий и членами Временного правительства Михаил Романов решил императорский титул не принимать.

В 1870-90-х гг. создается большой усадебный комплекс, превращенный в образцовое по хозяйственному устройству имение. Он состоял из огромного террасного парка с несколькими прудами и системой аллей, а также двух деревянных построек - большого усадебного дома-дворца и так называемого дома архитектора. Обширная хозяйственная часть включала конный завод с двором, маслобойню, два винокуренных завода, восемь мельниц, лесопильню и льнообделочную мастерскую. В начале 20 века сооружены еще несколько зданий конного завода. К настоящему времени сохранились дом архитектора, ряд построек конного и винокуренного заводов, а также отдельные аллеи парка. Несмотря на утрату ряда сооружений, это один из немногих сохранившихся на Брянщине усадебных комплексов периода эклектики последней трети 19 века, включающий характерную для имений этого времени развитую хозяйственную часть.

Основу планировки усадьбы составлял обширный парк с геометрически четкой системой построения, определявшейся двумя взаимно перпендикулярными парковыми аллеями. Главная, длинная березовая аллея (ныне улица поселка Локоть) шла от дома-дворца к железнодорожной станции Брасово. Другая, липовая аллея вела в юго-западную часть парка к конному заводу и далее к винокуренному. Ведущую роль в комплексе играл двухэтажный дворец с двумя полукруглыми пандусами, охватывающими площадку перед ним с круглым фонтаном в центре. Здание дворца сгорело во время Великой Отечественной войны. От дома ступенями террас территория спускалась к нижнему парку с развитой системой прудов, ныне в основном заросших. На большой поляне стоит дом архитектора, обращенный фасадом к одному из прудов. В парке, состоявшем из местных пород деревьев и кустарника, выделялись немногочисленные экзотические растения; в его состав были включены также отдельные участки естественного леса.

Усадьба связана с именем художника Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944гг.), видного пейзажиста, ученика И.И. Левитана. Сюда в середине августа 1916 г. художник приехал по приглашению графини Н.С. Брасовой, с которой он познакомился в 1913 г. Среди полотен Жуковского видное место занимают интерьеры имения Брасово. В усадьбе написаны картины "Большая гостиная в Брасове", "Комната в имении Брасово", "Малая гостиная в имении Брасово".

Основание: Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998. – С.186-187.

Дом архитектора построен из бревен на кирпичном цоколе и обшит тесом. Характерная для конца 19 века усадебная жилая по-стройка, в архитектуре которой сочетаются влияния классицизма и народного зодчества. Небольшое одноэтажное здание, прямоугольное в плане. В центре главного фасада расположена открытая терраса с входной лестницей и двумя столбиками по краям, поддерживающими фронтон. Внутри дома шесть комнат, соединенных коридором. Стены всюду оштукатурены.

Основание: Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998.– С.187.

Конный завод возведен в последней трети 19 - начале 20 века, состоит из конного двора, двух служебных построек и заводоуправления. Здания кирпичные, частично оштукатуренные и побеленные или побеленные непосредственно по кладке. Во время Великой Отечественной войны пострадали; при восстановлении конного двора угловые объемы и завершения ворот понижены. Это единственный сохранившийся в области усадебный хозяйственный комплекс, выполненный в духе раннего классицизма.

Главным сооружением завода является конный двор, построенный в 1870-х гг. и дополненный в 1890-х гг. внутренним поперечным корпусом, который разделил его на две равные части. Обширная по размерам постройка образует в плане вытянутое каре с двумя большими прямоугольными внутренними дворами и со скругленными внешними углами. Поставленные по периметру одноэтажные низкие корпуса имеют двускатные кровли, над которыми возвышаются скругленные угловые объемы в два этажа.

Винокуренный завод сооружен в 1894 г. (дата на фасаде одного из корпусов) из кирпича и побелен по кладке. В настоящее время его здания сильно перестроены; лучше других сохранились три основных корпуса, стоящие вдоль внутреннего проезда. Это характерные для конца 19 века промышленные постройки в кирпичном стиле, отличающиеся своеобразной объемной композицией.

Основание: Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998.- С.189-190.

Фото

М.А. Романов и Н.С. Брасова