Научная конференция "К 75-летию начала Великой Отечественной войны: На грани катастрофы"

(12+) В июле 2017 г. издательство ООО ИО "Историческое сознание" (г. Брянск) опубликовало материалы международной научной конференции "К 75-летию начала Великой Отечественной войны: На грани катастрофы", прошедшей 22-23 июня 2016 г. в Москве при содействии Российского общества историков-архивистов. В сборник вошла статья главного архивиста Государственного архива Брянской области Деревянко Е.В. "Антисемитская пропаганда как направление нацистской агитационной политики на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории Брянщины по документам ГАБО".

Е.В. Деревянко
главный специалист
отдела публикации и
использования документов,
Государственный архив Брянской области
Ekaterina Viktorovna Derevyanko,
Chief Specialist of
the publication and
use of the documents,
the State archive of the Bryansk region.

«Антисемитская пропаганда как направление нацистской агитационной политики на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории Брянщины: по документам Государственного архива Брянской области»


«Anti-Semitic propaganda as the direction Nazi propaganda policy at an early stage Great Patriotic War on the territory of Bryansk region:according to the documents of the State Archive of the Bryansk region»

Аннотация
Основываясь на документах из Государственного архива Брянской области(газеты, листовки, прокламации), автор анализирует антисемитскую и антибольшевистскую пропаганду на территории Брянской области в начале Великой Отечественной войны.

Ключевые слова.
Великая Отечественная война, Брянская область, фашистская пропаганда.

Summary
Based on documents from the State Archives of the Bryansk region (newspapers, flyers, leaflets), the author analyzes the anti-Semitic and anti-Bolshevik propaganda on the territory of the Bryansk region at the beginning of the Great Patriotic War.

Keywords
The Great Patriotic War, Bryansk region, fascist propaganda.

Расовый антисемитизм являлся наиболее характерной чертой идеологической платформы национал-социалистической Германии. Окончательное решение «еврейского вопроса» стало направляющим вектором «нового порядка», установленного немецкими захватчиками на оккупированных территориях, в число которых вошла и Брянщина (была оккупирована с 8 августа 1941 г. по 23 сентября 1943 г.). Уничтожение евреев оправдывалось массированной антисемитской пропагандой, которая имела различные формы: листовки, плакаты, воззвания, радиопередачи, кинофильмы и др.

Параллельно с реальными баталиями периода Великой Отечественной войны развернулась широкомасштабная борьба идеологического уровня, не менее ожесточенная, которой немецкое командование отводило одну из главных ролей. Военно-политическое руководство Третьего рейха декларировало войну против СССР как мировоззренческую битву, называя ее борьбой против «иудобольшевизма». Основную роль в этой войне играл разветвленный пропагандистский аппарат вермахта и Имперское министерство пропаганды, на разных этапах подключались структуры СС, Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий и др. По состоянию на июнь 1941 г. немецким командованием были привлечены примерно 3500 пропагандистов, которые распределялись по ротам пропаганды и взводам военных корреспондентов1. На уже оккупированных территориях действовали отделы пропаганды. Так, например, подразделение «В-4» было прикреплено к 203-й и 201-й охранным бригадам (Бобруйск) и имело отделения в Жлобине, Гомеле и Клинцах2.

Цели и задачи немецкой пропаганды на начальном этапе Великой Отечественной войны были сформулированы в «Руководящих указаниях для выполнения распоряжений по информации гражданского населения», разработанных Управлением пропаганды вермахта и адресованных городским начальникам и старостам. В документе указывалось, что в 1917 г. «жидовский большевизм захватил власть в стране». Лозунги Революции «За социальную справедливость и свободу народов!», «За лучшую будущность человечества!» - это лживая пропаганда, «которой жидовско-большевистские властители пытались прикрыть свое кровавое преступление». Конечной целью «жидовско-интернационального кагала» было владычество над всем миром. Далее говорилось, что «конечной целью этой войны является уничтожение большевизма и жидов»3. Старосты и городские начальники приглашались к сотрудничеству в объявленной борьбе. На первом этапе предполагалось «ознакомить население и дать ему правдивые данные о событиях в прошлом, настоящем и будущем». Старост и градоначальников обещали снабдить всей необходимой литературой для «разъяснительной работы среди граждан». Обещание незамедлительно было исполнено. В распоряжении Брянского окружного управления от 5 декабря 1941 г. имеется следующая информация: «Ввиду получения газет на русском языке для населения Брянского округа распределение таковых по округу организуется следующим образом:
1.Газеты из Брянска в районы отправляются по вторникам и субботам служебной почтой.
2. ...Все население района должно быть охвачено служебной почтой....
4. Газеты имеют большое значение. Примите меры к обеспеченности доставки и сохранности газет»4.

С целью привлечения как можно большего числа граждан к пропагандистской печати в «Руководящих указаниях.» отмечалась необходимость размещения в местах массовых скоплений людей специальных «витрин и досок для объявлений по единому образцу», окрашенных в синий цвет5. В приложении к распоряжению даны эскизы: большой доски для объявлений, которую необходимо разместить только в районных управлениях; маленькой доски для объявлений, предназначенной для размещения перед волостными управами, на видных местах в селах, проходных заводов; доски для печати, витрины. Примером пропагандистских материалов оккупационных властей, размещавшихся на подобных стендах, могут служить плакаты, листовки, воззвания, обращения, отложившиеся в фонде госархива «Коллекция документальных материалов периода оккупации Брянской области». Они адресованы военнослужащим Красной Армии, участникам партизанского движения, мирным гражданам. Большинство из имеющихся прокламаций содержат антисемитские выпады: «Тесть жидов Иосиф Сталин», «Большевики и жиды не знают ни родины, ни отечества!», «Довольно лить кровь за жидов и большевиков!», «Безграмотный, необузданный живодер Иосиф Первый и его еврейский кагал» и др. Захватническая война Германии объявлялась борьбой европейских народов «против общего врага - еврейства»6.

Однако центральная роль в разжигании межнациональной розни отводилась все же периодической печати. Первоначально антиеврейская пропаганда осуществлялась немецким командованием. На определенном этапе к его деятельности подключилась коллаборационистская пресса, успех которой основывался на антисемитских настроениях ряда местных жителей. «Газеты, издававшиеся на оккупированной территории Советского Союза, ярко свидетельствуют, что был собственный российский взгляд на историю еврейства.. Правильнее будет говорить о специфически-российском взгляде на проблемы антисемитизма, нашедшем свое отражение в публикациях коллаборационистов»7.

В Государственном архиве Брянской области имеется ряд фондов, содержащих газеты как пример антисемитской пропаганды. Это фонды государственных органов власти оккупационного периода: Брянской городской управы, ее отделов, районных, волостных управ и др., а также «Коллекция документальных материалов периода оккупации Брянской области».

Уже на начальном этапе оккупации новых областей немецкое командование стремилось перехватить инициативу пропагандистской борьбы. Так, сразу после захвата г. Брянска 6 октября 1941 г. немецкая военная комендатура издала приказ о запрете коммунистической партии и советских организаций. Следующим шагом в установлении «нового порядка» в городе стало распоряжение Брянского окружного управления от 11 декабря 1941 г., которое предписывало «взять на учет все пишущие машинки ... и принять меры к тому, чтобы на пишущих машинках, кроме служебных бумаг, не могли печататься другие бумаги для вредных целей: прокламации и проч. В нерабочее время пишущие машинки должны храниться в надежных хранилищах замкнутыми»8. Наконец, основным направлением в агитационной борьбе германских сил явилось издание газет - главных рупоров антисемитской пропаганды.

В фондах госархива отложились следующие печатные издания периода 1941-1943 гг.: «Голос народа» (п. Локоть), «Клинцовская газета» (г. Клин-цы), «Новая жизнь» (г. Трубчевск), «Новый путь» (г. Клинцы), «Погарская газета», «Севский листок», «Стародубская газета». Уже на начальном этапе Великой Отечественной войны с момента оккупации Брянщины немецкими захватчиками стали выходить в свет «Клинцовская газета» (25 сентября 1941 г.), «Стародубская газета» (20 октября 1941 г.), «Новый путь» (декабрь 1941 г.). Первым коллаборационистским изданием на территории Брянщины стала «Клинцовская газета», выходившая 2 раза в неделю тиражом 2 тысячи экземпляров9. В декабре 1941 г. на ее базе вышла в свет газета «Новый путь», издававшаяся 2 раза в неделю, тираж которой составил 37 тысяч экземпляров. Областью ее распространения стала Гомельская область, где отсутствовала своя типография10.С 20 сентября 1941 г. в г. Стародубе увидела свет «Стародубская газета». В своем поздравлении газеты «Новый путь» с годовщиной бургомистр г. Клинцы П.К. Рево отметил основную заслугу издания - «мобилизацию трудящихся масс на быстрейшую ликвидацию последствий жидовско-большевистского разбоя.»11.

На первых полосах коллаборационистских изданий главным образом размещались статьи идеологической направленности, принадлежащие перу лидеров нацистской Германии. Так, например, в «Клинцовской газете» №10 от 21 октября 1941 г.в качестве передовицы была помещена речь А.Гитлера в честь открытия 3-й кампаниивоенной «зимней помощи». В своей речи фюрер обозначил главного врага - национал-социалистов, указав, что война ведется с «общим международным врагом, которого мы все знаем, как международное еврейство». «Заговор демократов, евреев и масонов два года тому назад подготовил то, что сначала в войну должна была быть брошена Европа»12. «Стародубская газета» в номере 9 от 21 декабря 1941 г. поместила статью «Евреи - поджигатели мировой войны». В ней указывалось: «Жиды организовали революцию и добились для себя равноправия», «не имея в душе ничего святого, они подняли дикую травлю против религии», «тяжелые профессии - для «гоев», для жидов - «теплые местечки»», и др. Таким образом, евреи обвинялись во всех бедствиях русского народа. Основная роль в борьбе против засилья мирового еврейства отводилась германскому народу. В этой же статье говорится: «Их (евреев) подрывная работа нашла себе энергичное и мощное противодействие в лице Вождя Германского государства Адольфа Гитлера»13.

Одним из основных тезисов, которые эксплуатировала оккупационная пресса с подачи нацистских наставников, был тезис о «единосущности» марксизма (большевизма) и еврейства, представлявшей опасность для народов Европы и СССР. Отсюда постоянное использование на газетных полосах терминов «иудо-большевизм», «жидо-капитализм», «жидо-марксизм». Так, в статье «За что борется Германская армия с капитализмом, жидовством и коммунизмом» («Стародубская газета» №17 от 1 мая 1942 г.) разъясняется, какой непоправимый вред принесли евреи человечеству. Итогом статьи стал вывод: «Все культурные, здоровые, христианские народы Европы... идут походом на кровавого жидо-большевистского врага»14.

Ключевой фигурой, которую пыталась разоблачить и дискредитировать оккупационная пресса, являлся вождь советского народа И.В. Сталин. Одним из тезисов его очернения стала связь с евреями. Его представляли не только как главу «советско-еврейского государства», но и утверждали, что он является марионеткой в еврейских руках. Газета «Новый путь» разместила письмо читателя под названием «Родная газета», где советские издания объявлялись «жидовско-большевистской прессой - цепной собакой сталинской шайки»15. В статье «Проклятия большевизму» (газета «Новый путь») отмечается: «Вдохновляемая врагом человечества - еврейством, эта кучка кремлевских узурпаторов, не считаясь с мнением и желанием русского народа, .ввергла многострадальные народы России в пучину невиданных бед и бесправия»16. В этой же статье отражен еще один тезис, утверждавшийся оккупационной прессой, а именно: «Окровавленная дубинка жидовского НКВД падала на головы недовольных, заполняющих собой тюрьмы и дебри пустынного севера»17.

С целью донесения до сознания населения вышеуказанных лозунгов применялись различные способы печатной пропаганды. На основе ряда газетных статей могли выпускаться брошюры, кратко и доступно излагавшие суть «окончательного решения еврейского вопроса». М. Октан, главный редактор газеты «Речь» (г. Орел), выпустил несколько брошюр антисемитского содержания: «Является ли эта война отечественной для народов России», «Евреи и большевизм», «Заговор против человечества», «Благо народов» и др.

Кроме статей газеты размещали стихотворения, басни, памфлеты. В газете «Новый путь»: И, как один, умрем
В борьбе за суп с картошкой,
И всех жидов мы перебьем
Столовой ложкой18.

Печатались на страницах указанной газеты пословицы и поговорки антисемитского содержания: «Колхозники пашут, а жиды и коммунисты руками машут», «Жиду от наших ворот - крутой поворот», «Недаром говорится -жид новой жизни боится», «У жида и у бандита такой тихий голосок, а чертячья думка». Таким образом, автор статьи «Правда народная» попытался найти корни антисемитизма в народном фольклоре, подчеркнув историческую ненависть русского крестьянина к еврею19.

В жанре сатиры написана статья «Первая и последняя победа Мееровича» появившаяся на страницах газеты «Новый путь», в которой автор язвительно обличал нежелание евреев служить в армии, их трусость, жадность. Начинался фельетон так: «Бравый воин сталинской армии Абрам Меерович плохо переносил залпы выстрелов и вообще считал, что это вовсе не еврейское дело участвовать в атаках»20.

Таким образом, главная задача пропагандистской печати - довести до сознания населения оккупированных территорий тезисы о евреях как мировом зле и об освободительном характере войны, которую ведет Германия, была выполнена. Следующим этапом в агитационной схватке стал блок статей, посвященных обращению с евреями. Основной тезис подборки - евреи - не избранный народ, а низшая раса. Статья «Обращение с евреями» в Клинцов-ской газете (№10 от 21 октября 1941 г.) призвана была познакомить читателей с тем, как относятся к евреям, и как живут последние в Европе под властью Германии. В статье указывалось, что «специальная отметка евреев звездой Давида направляет внимание на обращение с ними». «Евреи теперь живут в специальных кварталах своей строго обособленной жизнью». Строгая изоляция, ношение специальных отличительных знаков по задумке автора должны были стать примером обращения с евреями и на оккупированных территориях СССР. Завершением статьи явилось описание жизни в гетто, одним из примеров которого послужил рассказ о ритуалах захоронения евреев. Стиль и содержание описания должны были вызвать омерзение и ненависть у читателя: «Там обрызгивают покойников из шланга, заворачивают в оберточную бумагу, бросают на тачку и отвозят в какую-нибудь яму»21.

Конечной задачей коллаборационистской пропаганды на начальном этапе войны явилось оправдание и узаконение в глазах коренного населения нацистской политики Третьего Рейха по отношению к еврейскому населению. Окончательным решением «еврейского вопроса» должна была стать полная ликвидация евреев на оккупированных территориях. Эту мысль отражает послание А.Гитлера ко дню основания национал-социалистической немецкой рабочей партии, напечатанное в «Клинцовской газете» (11(20) 21 марта 1942 г.) под названием «Только после устранения евреев наступит время подлинного мира»22. В послании отмечалось, что «война истребит еврея... и только тогда... наступит время для взаимопонимания народов, а с ним и истинного мира»23. На оккупированных территориях СССР уже преступили к реализации плана Гитлера, полным ходом шел процесс ликвидации еврейских гетто.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Жуков Д.А., Ковтун И.И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях. М., 2015. С.63.

2. Д.А. Жуков, И.И. Ковтун. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях. М., 2015. С.64.

3. ГАБО. Ф.Р-2608, оп.1, д.17, л.51-52об.

4. ГАБО. Ф.Р-1777, оп.1, д.6, л.71.

5. ГАБО. Ф.Р-2608, оп.1, д.17, л.51-52об.

6. ГАБО. Ф.Р-2608, оп.1, д.12, лл. 13,27,38,39об,55.

7. Альтман И.А. Холокост и пресса на оккупированной территории СССР// Тень Холокоста. Материалы II международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия». М., 1998. С.38

8. ГАБО, Ф.Р-1777, оп.1, д.6, л.58.

9. ГАБО, Ф.Р-2600, оп.1, д.32, лл.37, 38.

10. ГАБО. Ф.Р-2600, оп.1, д.32, л.39.

11. ГАБО, Ф.Р-2600, оп.1, д.32, л.46.

12. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.10, л.6.

13. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.9, л.11.

14. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.9, л.23об.

15. ГАБО, Ф.Р-2600, оп.1, д.32, л.47.

16. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.9, л.64.

17. Там же.

18. ГАБО, Ф.Р-2600, оп.1, д.32, л.64.

19. Там же.

20. ГАБО, Ф.Р-2600, оп.1, д.1, л.27.

21. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.10, л.5об.

22. ГАБО, Ф.Р-2608, оп.1, д.9, л.33.

23. Там же.