Научно-практическая конференция «История длиною в век»

(12+)31 октября 2018 года в Государственном архиве Орловской области состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «История длиною в век», приуроченная к 100-летию архивной службы России и организованная Орловским обществом историков-архивистов.

В работе конференции приняли участие архивисты, историки, краеведы, преподаватели ВУЗов и колледжей, музейные работники Орловской, Брянской и Липецкой областей. Государственный архив Брянской области представляли: Директор ЦДНИБО Каратаева А.П., главный архивист Деревянко Е.В., ведущий архивист Брянцева С.А.

Слушателям был представлен доклад «Архивная педагогика: использование документальных источников во внеурочной деятельности учащихся» (на примере работы ГАБО). Делегация Брянской области познакомилась с работой орловских коллег и посетила музей И.А. Бунина.



Деревянко Е.В., главный архивист
отдела публикации и использования документов
ГКУ БО «Государственный архив Брянской области»

Архивная педагогика: использование документальных источников во внеурочной деятельности учащихся

На данном этапе развития исторической науки и в ходе изменения вектора в методике преподавания истории в школе авторы образовательных программ сходятся во мнении, что изучение ряда тем невозможно без привлечения документальных источников, в частности архивных документов. Занятия по некоторым темам могут быть проведены непосредственно в государственных архивах на основании имеющейся там источниковой базы краеведческого характера.

Российская Федерация включает в себя 85 субъектов, в каждом из которых имеется государственный (краевой) архив. Архивы являются хранилищем ценнейшего материала по истории отечественной и всеобщей истории, который не изучен и только вливается в научно-исследовательский оборот в связи с процессом рассекречивания. Поскольку требования к преподаванию истории предусматривают изучение краеведческой составляющей, то обращение учителей и учащихся к материалам архива становится обоснованным и логичным.

В конце 2014 года Государственный архив Брянской области приступил к реализации проекта «Архивы – школе», одной из целей которого является создание необходимых условий для стимулирования у детей и молодежи интереса к историческому прошлому малой родины, её культурным ценностям, формирования у школьников навыков исследовательской деятельности в области краеведения.

Данная цель может быть реализована через выполнение конкретных задач, стоящих перед архивом:

- создание информационного поля в сфере сохранности культурных и исторических ценностей родного края;

- реализация обучающих, просветительных, интерактивных проектов для школьников, направленных на интереса к истории малой родины;

- сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к архивному наследию.

В ходе реализации данных задач архивом был проведен ряд мероприятий

1. Для учащихся начальной школы разработаны лекции: «Знакомство с историей города Брянска», «История вокруг нас», «Легенды старого Брянска», «Архитектурные образы г. Брянска», «Со старой фотографией по Брянску», «Генеалогическое исследование в ГАБО» и др. На первом занятии дети в форме путешествия во времени знакомятся с различными историческими эпохами и ключевыми моментами прошлого родного края. Второе мероприятие предусматривает виртуальную прогулку по памятным местам города Брянска, знакомство с памятниками и событиями, которым они посвящены. Три последние лекции основаны на сохранившихся фотографиях города Брянска конца XIX – начала XX вв., с помощью которых осуществляется попытка воссоздать образ города на рубеже веков. Лекция о родословии рассказывает старшим школьникам о методах генеалогических исследований. Все лекции сопровождаются презентациями и демонстрацией подлинных документов. По итогам уроков учащимся было предложено выполнение самостоятельных творческих проектов «Моя малая Родина – Брянск». Все подготовленные проекты с использованием фотодокументов архива и современных фотографий памятников города Брянска составили общую выставку.

2. Еще одним направлением деятельности архива в реализации проекта «Архивы школам» является разработка лекций из цикла «Я обещал вернуться, мама…», посвященного 75-летию Победы. Так были разработаны: лекция для учащихся начальной школы: «Треугольники-письма» и проведена в 1-х, 2-х, 3-х классах МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска, а также лекции «Оригами войны», «Письма с фронта» для учащихся среднего звена. Все мероприятия предусматривали демонстрацию архивных документов: писем, дневников, воспоминаний военных лет, фотографий участников Великой Отечественной войны, отложившихся в архиве. В конце занятий школьники попробовали сами написать фронтовые письма и сделать конверты-треугольники. Эти творческие работы были использованы при подготовке виртуальной выставки, посвященной 75-летию Победы.

3. По-прежнему мы считаем, что наиболее доступным и наглядным видом использования документов является такой традиционный вид как выставка. Их посетители – от младших школьников до старшеклассников. В читальном зале и государственного архива, и центра новейшей истории экспонировались выставки: «Брянск сквозь призму времени», «Обратный адрес – фронт», «Невольники III –го Рейха», «Брянщина. Первые послевоенные годы», «О вечном и прекрасном» и многие другие. Большинство из них представлены и в виртуальном формате на сайте ГАБО.

4. Еще одним примером удачного использования архивных документов в образовательных целях стало открытие выставки «Дорогами памяти», посвященной истории Холокоста на Брянщине. Выставка экспонировалась в январе-феврале текущего года в Брянском областном краеведческом музее. Этот масштабный проект явился результатом сотрудничества научных, образовательных и общественных учреждений и организаций. Участие в нем наших орловских друзей – местной еврейской общины, НПЦ «Холокост» (Москва), а также музея «Энегрия мужества» (Израиль) вывели его на межрегиональный и международный уровни. Экспозицию посетило более 2 тысяч человек. На экскурсиях мы опробовали один из новаторских методов организации внешкольной работы учащихся старшеклассников - метод взаимной экскурсии, успешно применяемый европейскими музеями и архивами. Школьникам предлагается попробовать себя в роли экскурсоводов. Разбившись на группы и предварительно ознакомившись с материалами экскурсии и экспонатами выставки, они проводят экскурсию – каждая группа по своей части экспозиции. Поскольку выставка являлась временной, но стала довольно востребованной, мы создали ее мобильный формат, который выставляется в школах и музеях области. Сегодня мобильная выставка посетила Орел, где остается на месяц и будет экспонироваться в здании орловской филармонии.

5. Еще одним направлением деятельности архива в ходе стимулирования у учащихся интереса к исследовательской деятельности в области краеведения является организация и проведение обзорных экскурсий «Знакомство с архивом», ознакомительных лекций. Последние подбираются или вновь разрабатываются, исходя из желаний представителей образовательных учреждений. В архиве проводились лекции: «Моя родословная. Первые шаги», «История города Брянска в документах госархива Брянской области», «Из опыта работы с архивными документами», «Прошлое и настоящее брянского архива», «Добро пожаловать в архив» и др.

6. Успешно продолжается работа госархива Брянской области в ходе организации и проведения встреч учащихся с интересными людьми, предполагающих живое непосредственное общение. Мы стараемся дополнить эти встречи выставками архивных документов или познакомить школьников с авторами изданий, написанных на основе архивных источников. Так, например, в рамках проведения военно-патриотического месячника, посвященного празднованию Дня Российской армии, сотрудниками госархива была организована встреча младших школьников Гимназии №7 г. Брянска с бывшими воинами-интернационалистами, участвовавшими в военных конфликтах XX в. Беседа «Жить – Родине служить» дополнялась фотодокументами из фондов ГАБО: снимками боевых действий в Афганистане, Чечне, Приднестровье, их участников, мирного населения и др.

Повышение интереса молодежи к истории малой родины, ее культурному наследию реализуются в организации творческих встреч учащихся среднего звена и старших школьников с представителями литературного сообщества г. Брянска в рамках цикла «Литературная Брянщина». В госархиве прошли три таких встречи. На данных встречах поэты и прозаики г. Брянска познакомили аудиторию со своими новыми изданиями, прочитали отрывки из лирических произведений. Учащиеся были проинформированы о новом школьном учебнике-хрестоматии «Литературная Брянщина», что вызвало интерес у школьников и их учителей русского языка и литературы. В помощь преподавателям и с целью знакомства школьников с литераторами – уроженцами Брянщины архивом издан буклет «Звучанье строк», куда вошли материалы из личных фондов писателей и поэтов Брянщины.

5. Отдельно необходимо остановиться на работе архива с преподавателями средних школ в сфере проведения просветительской деятельности. Ежегодно Брянским институтом повышения квалификации работников образования (БИПКРО) проводятся научно-практические семинары с участием представителей госархива Брянской области по проблемам изучения Холокоста: «Уроки Холокоста – путь к толерантности», «Память и имя». Целью семинаров является формирование у педагогов интереса к малоизученным страницам Великой Отечественной войны на примере истории Холокоста. Для облегчения работы преподавателей по организации исследовательской деятельности учащихся по проблемам Великой Отечественной войны, архивом разработано методическое пособие «Работа с архивными источниками по истории Великой Отечественной войны (на примере истории Холокоста) на уроках истории (по документам Государственного архива Брянской области)».

В приложение к методическому пособию включена разработка внеурочного занятия «Семейный портрет на фоне войны и мирного времени». В ходе занятия класс делится на группы, каждая из которых получает кейс документов, а также анкету с вопросами, на которые необходимо ответить в ходе исследовательской работы. Сотрудник архива оказывает при этом методическую и консультационную помощь. Результатом работы с документами становится воссоздание семейной истории еврейской семьи Либерманов из г. Стародуба, ее участи в оккупационный период. Учащиеся узнают и о спасении одного из представителей семьи – Александра Либермана русским писателем И.А.Буниным во Франции. История отдельной семьи проецируется школьниками на уже имеющиеся знания об эпохе, историческом периоде, событиях того времени. С целью закрепления усвоенного материала ученики получают творческие задания на дом и проводят презентации подготовленных проектов на уроке истории. По указанному методическому пособию были проведены: коллоквиум «Нацистский террор на Брянщине в годы Великой Отечественной войны», практикум «День памяти и скорби», воркшоп «О войне расскажет документ» и др.

Таким образом, интерес учащихся к истории, краеведению, а также исследовательской деятельности - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором архив играет одну из ведущих ролей. В этой связи расширение круга информации по истории Брянщины, опыт самостоятельной работы школьников с документами, проведение творческо-поисковой деятельности на базе архива, новые методы работы с документами – всё это должно способствовать развитию познавательной активности учащихся, стать факторами, активизирующими желание старшеклассников к проведению научных изысканий и в дальнейшем.

Фото

Презентация