(12+) Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Совсем уже немного осталось очевидцев того страшного времени, которые могли бы нам поведать о том лихолетье. Наше новое поколение о войне узнает из книг, уроков истории, средств массовой информации (телевидения, радио, интернет ресурсов).
Но самыми убедительными и достоверными документами были и остаются простые письма фронтовиков – людей, столкнувшихся с войной лицом к лицу. Время прошло, и они стали архивными документами, в которых отражены правдивые страницы нашей истории.
В Государственном архиве Брянской области в фонде «Коллекция документов и писем Великой Отечественной войны», а также в личных фондах историков, краеведов, общественных деятелей, уроженцев Брянского края находятся на хранении фронтовые письма А.Ф. Антиповой, П.Н. Гордеенко, В.Н. Зенкова, А.Ф. Ивашина, Д.Т. Крылова, А.М. Любочкина, Н. Смойлика, В. Чванина и других участников Великой Отечественной войны.
Это своего рода пожелтевшие весточки, долетевшие до наших дней, чаще всего написанные простым карандашом, или точнее небольшим его кусочком, который помещался в шапку-ушанку или пилотку бойца. Но можно встретить письма, написанные чернилами или ручкой, скорее всего они были написаны в полевых лазаретах или во время коротких передышек где-то в окопе, или попросту за каким-то укрытием. Каждое письмо несет в себе важную информацию с фронта.
По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем; а также 9,9 миллионов посылок и 35, 5 миллионов переводов.
Особо важным при переписке было сохранить военную тайну. Поэтому все письма в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой.
Из переписки видно, как за каждой строчкой такого фронтового треугольника стоял человек с его характером, эмоциями и огромной верой наших людей в Победу.
Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в пропахших порохом строках которого иногда могло быть всего два слова: «Я жив».
22/1942 г.
«Здравствуй, дорогая мама! Шлю я тебе свой горячий красноармейский привет. Мама, я жив и здоров, чего желаю тебе, Сереже и папе…Мы доехали благополучно и ждем день со дня приказа вступления в бой. Находимся мы за городом Калининым около фронта в нескольких километрах. Сейчас мы расположены в одной деревне, размещены по квартирам. В одной квартире 13 человек. Мама, проезжая г. Калинин, видно как разрушено много зданий… Писать больше нечего, возможно попадем в свой город и придется его освобождать от немецких собак. Мама, прошу тебя не волнуйся и не жалей ничего на питание, продавай все, только питайся лучше, а то ты скоро свалишься при таком здоровье. За все не плачь, а наоборот сдерживайся, храбрись, потому что победа будет за нами. Целую тебя крепко. Твой сын Любочкин А.М.»
(ф.625, оп.1, д.12, л.1)
Для каждого бойца весточка из дома являлась моральной опорой и поддержкой. Она заряжала своим оптимизмом, не позволяла сдаваться и опускать руки.
Ленинград 21.03.1943 г.
«Здравствуйте, дорогие Любовь Константиновна, Степан Филиппович и Вова! Сообщаю, что я жив и здоров, чего от всего сердца и вам желаю. Прошло 2 года как вы не видели и не слышали обо мне, а я о вас. После долгих розысков своих родителей, я почти был убежден в том, что вы все остались в плену врага. Но когда получил от вас письмо, то радости моей не было предела. Вы не представляете как тяжело, когда в течение двух лет не получаем письма от родных и родственников. Я уже думал, что остался один, но оказываются еще есть люди, которые иногда вспомнят обо мне. Ваши письма мне дали еще больше энергии и сил сражаться с врагом…Я узнал еще в прошлом году, что мои родные остались у немцев и надо полагать, эти звери их уничтожили. Но я уже поклялся за смерть своей матери, отца и сестер буду мстить до тех пор, пока глаза будут видеть землю, а руки будут держать штурвал…Пишите чаще, правда очень долго письма ходят. Но это не важно, все равно дойдут! Любящий вас ваш племянник Виктор Чванов».
Письмо уроженца Бежицы Чванова В., павшего в боях за Родину. (ф.625, оп.1, д.12, лл.2-3)
Ценность фронтовых писем, как исторического документа еще и в том, что их авторы были не только свидетелями, но и непосредственными участниками событий. Поэтому письма насыщены богатыми фактическими материалами о боевых делах, успехах в армии, о буднях и трудностях фронтовой жизни, о подвигах боевых друзей.
Январь 1945 г.
«…Орудия замаскировали в густом низкорослом ельнике. Наводчик Иван Курганский видел, как на его батарею густыми цепями шли немцы. Нашей пехоты впереди не было. «Могут отрезать», – подумал Курганский, но тут же отогнал эту мысль. «Осколочными, огонь!» – вполголоса, но четко произнес командир орудия. Наводчик прильнул к прицелу. Прошло несколько томительных минут. «Стреляй же!» – заволновался заряжающий. «Я их гадов, ближе подпущу», – резко ответил Курганский… У бывшего тракториста Новозыбковского р-на были свои счеты с фашистами. Осенью 1941 г. они заняли его родное село Катичи, ходили по его земле, ели его хлеб. Иван Курганский много увидел за годы войны: расстрелянных, повешенных и умирающих голодной смертью мирных жителей, слышал предсмертные крики детей и рыдания насильно угнанных в Германию. Разве забывается такое?.. Все это пронеслось в голове Курганского в те короткие мгновения, когда немцы накапливались на бугре напротив пушки. «Пора», – шепнул наводчик. Он дернул за шнур. Затем еще и еще раз. Несколько немцев упало, а остальные залегли. Прошло немного времени и из-за бугра выползли 4 вражеских танка. Курганский решил бить в гусеницу передней машины, но танк вдруг развернулся и подставил борт. Боец прицелился чуть ниже креста на башне и выстрелил. Танк остановился, из открытых люков выскочили немцы. Наводчик еще раз ударил по танку – башню сразу же снесло и сильным взрывом отбросило в сторону. В этом бою Курганскому удалось подбить еще один танк. Несколько контратак предпринимали немцы, но нашим бойцам удалось отбивать их. От огня пушки Ивана Курганского на поле боя лежали сотни трупов немецких солдат. Когда отважный артиллерист осмотрел место битвы, он произнес: «Это я им мстил, но моя месть еще не закончена. Скоро приду в Берлин и там, в логове зверя, рассчитаюсь с гадами окончательно». В этом бою он получил ранение в правую щеку. Рядовому Ивану Андреевичу Курганскому было присвоено звание Героя Советского Союза. В.Гагарин. Полевая почта. 70529-Г
Из письма бойца В.Гагарина о боевых эпизодах из фронтовой жизни Героя Советского Союза Ивана Андреевича Курганского (из газеты «Брянский рабочий» №26 от 07.02.1945 г.). (ф.3002, оп.1, д.231, лл.3-4)
Суровые будни войны сопровождались не менее суровыми отчетами о погибших. Это тяжелая ноша выпадала на долю командования. Как же нелегко было командирам отсылать весточки родным о смерти их сыновей, бойцов Красной Армии и Флота.
Май 1945 г.
«Здравствуйте, дорогие родители! Не хочется думать и писать вам о дне 22 апреля. Но как ни тяжело, решил написать подробно о подвиге вашего сына Виктора. Предо мной лежат все его фотографии, в том числе ваши – отца и матери. И мне также вспоминаются мои старички, которые как и вы, благословили своих сыновей на борьбу с врагом Родины…22 апреля наша батарея была обстреляна пулеметным и автоматным огнем врага. Пять храбрецов, в том числе Виктор, первыми вступили в бой…Эта пятерка дралась с 50 немцами и вышла победительницей. Но в этой схватке пали смертью храбрых ваш сын и два его боевых друга. Он погиб смертью храбрых. Его имя навеки запомним мы, его боевые друзья. Витя был любимцем нашей части. Храбрый, скромный юноша, он завоевал любовь среди бойцов и командиров. Вы, дорогие, по праву можете гордиться своим сыном. От имени командования части благодарю вас за то, что вы воспитали такого бесстрашного защитника Родины. Капитан Букреев – заместитель командования части».
Письмо командования воинской части родителям Виктора Чикова о героической гибели сына (из газеты «Ленинское знамя» №38 от 17.05.1945 г.). (ф.3002, оп.1, д.231, л.28)
Перечитывая эти бесценные человеческие документы, мы изучаем исторические события, происходившие как на фронтах Великой Отечественной войны, так и в тылу. Вся суровая правда о войне сразу встает между строчек, стоит только прикоснуться к этим пожелтевшим от времени листочкам.
Декабрь 1944 г.
«Дорогие земляки! Шлю вам новогодний привет с фронта и глубокую признательность за теплые письма ко мне. На мою долю выпала почетная обязанность освобождать родной мне город Брянск. Я видел сожженные улицы, разрушенный Дом Советов, где я работал до войны, видел вырубленный парк на Покровской горе, уничтоженный свой дом, где я жил беззаботно с матерью и братьями. Бедную старушку я едва разыскал на Толстовском поселке, проживающую в землянке. Много ее мучили немцы за то, что ее сыны – коммунисты и офицеры Красной Армии. Я неустанно шел на Запад. Я мстил мерзкому фашистскому отродью за все те ужасы, которые встречал на пути. Сейчас наша земля полностью очищена от гитлеровской погани. Мы воюем на территории врага и недалек тот час, когда в Москве раздастся последний салют, салют победы. Тогда мы встретимся с вами, друзья-земляки, и станем вместе трудиться на благо Родины. Своим героическим трудом в тылу помогайте нам, фронтовикам, завершить полный разгром врага. С приветом Ваш земляк, парторг подразделения С.Володин. Полевая почта 25534».
Письмо уроженца г. Брянска Володина С. своим землякам (из газеты «Брянский рабочий» №1 от 01.01.1945 г.). (ф.3002, оп.1, д.231, лл.2)
Фронтовые письма наших солдат – это бесценные документы, которые будут вечно жить в памяти народной, и учить нас, живущих уже в другом тысячелетии: как любить свою Родину, жить и работать, бороться за своё счастье, беречь своё доброе имя, с почитанием относиться к своим родным и близким и помнить тех, кому мы обязаны своей жизнью и мирным небом над головой.
Наша память с корнями
Уходит все глубже,
И шумит на ветвях,
Зеленея, листва…
Быстротечность времен
Никто не нарушит,
Если память жива,
Будем жить на земле!
Ефремова Е.Н.,
главный архивист отдела публикации и использования документов ГКУ БО ГАБО.