(12+) Сохранение памятников истории и культуры имеет большое познавательное и воспитательное значение, ведь именно вещественные следы прошлых лет служат наглядным примером хода истории, помогают почувствовать связь времен. Многие из материальных памятников по тем или иным причинам не сохранились до наших дней, либо сохранились частично, и потому так важно бережно относиться к нашему наследию.

Одним из таких частично сохранившихся памятников является находящийся неподалеку от Брянска Свенский Успенский мужской монастырь.

Расположенный недалеко от места впадения реки Свени в Десну, он является одним из самых древних и известных монастырей России. Основанный в 1288 г. брянским князем Романом Михайловичем, вплоть до XVII в. монастырь именовался Свинским, по тогдашнему названию реки – Свинь, и был переименован из-за неблагозвучия.

Впрочем, некоторые исследователи указывают, что Свинь и Свинский монастырь со свиньями ничего общего не имели. Краевед В.И. Агошков считает, что всё дело было в говоре местных жителей, и название происходит от украинского «дзвинь» – «звон», где «дз» постепенно превратилось в «з». Как пример такого словообразования, он приводит княжество Звенигородское, находившееся на Свином (т.е. Звонком) шляхе, и «дзенькающих» старожилов Смоленщины [1]. Учитывая пограничное расположение Брянска и этническое разнообразие его населения, такая теория вполне имеет право на существование.

Свенская обитель была крупным землевладением: ей принадлежали селения в нескольких волостях, собственные подворья. Основная часть угодий располагалась в Брянском, Севском и Трубчевском уездах [2]. Во владении монастыря находилось около 16 тысяч крестьян, кузница, мельница, квасоварни, пасека, даже собственная пристань (ведь в те времена Десна активно использовалась для судоходства). Перемены наступили с образованием единой административной и епархиальной структуры, независимой от Киево-Печерской лавры. По указу Екатерины II, те монастыри, которые не были расформированы, переходили на государственное содержание, а их владения передавались в казну. После секуляризации 1764 г. Свенскому монастырю оставили десять десятин пашни, сад, огород и луг для выпаса монастырского скота. Указом Синода от 20 апреля 1786 г., монастырь был отписан от лавры и двумя годами позднее передан в ведомство Орловско-Севской епархии.

Подробных описаний построек монастыря, их архитектурных особенностей, к сожалению не сохранилось. Ценным источником в данном случае выступают фотографии, сделанные до сноса зданий монастыря советскими властями.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался постепенно. Каменные стены и башни начали строить в 1735 г. (до этого они были деревянными), одновременно с началом постройки надвратной Преображенской церкви, ставшей западным входом в обитель. Закончилось строительство только в 1764 г. Было возведено новое здание Успенского собора вместо обветшавшего (теперь перенесенное в центр ансамбля).

В итоге, общий план строений сложился в неправильный восьмиугольник, в центре которого находились основные сооружения: Успенский собор, церковь Феодосия и Антония, училище, жилые и хозяйственные помещения. Над главным входом в северной стене была расположена Сретенская церковь. Восточным фасадом монастырь обращен к реке. Южная и юго-западная башни использовались под кельи, в восточной устроена водокачка, в остальных были размещены хозяйственные помещения. Южнее Успенского собора и напротив колокольни располагался небольшой каменный домик, где, согласно летописи монастыря, останавливался Петр I, когда ему приходилось бывать в Брянске.

Председатель областного Общества охраны памятников истории и культуры, архитектор К.Митин в заметке о Свенском монастыре писал [3], что не сохранившаяся колокольня напоминала Боровицкую башню Московского кремля¸ а облик надвратной Сретенской церкви сочетал в себе элементы «нарышкинского» и малороссийского барокко.

Среди примечательных деталей можно также отметить железные двери Успенского монастыря, украшенные тонким ажурным орнаментом, и резной семиярусный иконостас, перенесенный в обновленный храм из старого. Напротив иконостаса располагалось большое (1 метр в высоту и более 6 метров в длину) декоративное панно, вырезанное из дерева, и изображавшее библейскую сцену: извержение пророка Ионы из чрева кита. Искусное резное изображение было ярко раскрашено. Северные и западные двери сохранились и участвуют в экспозиции музея-заповедника русской архитектуры «Коломенское» в Москве. Одна из дверей ныне хранится в Брянском краеведческом музее, а их общий вид, как и облик иконостаса, теперь можно составить лишь по архивным фотографиям начала XX века.

Из статьи краеведа П.Н. Тиханова [4], опубликованной в газете «Брянский Вестник» за 1894 г., приуроченной к годовщине смерти архимандрита Авраамия, также можно почерпнуть ценные сведения об истории обители. Так, мы узнаем, что именно при Авраамии, во второй половине XIX века угловые главы Успенского собора были перекрашены из зеленого в синий цвет, тогда же на них появились жестяные звезды. Синие, со звездами, купола церквей чаще всего соотносились с Богородицей – синий цвет означал невинность и чистоту, а звезды символизировали Вифлеемскую звезду. Зеленый цвет считался знаком Святого Духа, его обычно использовали на церквях, посвященных Святой Троице, а также церкви, построенные в честь православных святых.

На чугунном полу уложили деревянный настил (что сам краевед отмечает, как давно зревшую необходимость). Примерно в это же время монастыре появился собственный хор, в котором участвовали и малолетние ученики монастырской школы, было заведено чтение поучений. Чуть раньше, в 1864 г. при монастыре на средства брянских благотворителей была построена деревянная гостиница с каменным нижним этажом. Проживание было для паломников безвозмездным, независимо от их происхождения и благосостояния [5].

Нельзя с точностью сказать, когда именно у стен монастыря появился фруктовый сад. В конце XIX века о существовании сада упоминал П.Н. Тиханов, в 1915 г. о нёмписал М. Знаменский [6], подтверждением этому могут служить и несколько дореволюционных фотографий. Традицию высадки новых деревьев продолжили и в настоящее время.

Празднование Успения Пресвятой Богородицы на Брянщине сопрягалось с проведением Свенской ярмарки – одной из самых крупных ярмарок в Российской империи. На неё прибывало большое количество людей: крестьяне и горожане, путешественники, паломники и богомольцы всех мастей, с разных концов империи. Не были редкостью и иностранцы, особенно греки. Для удобства торгующих выстраивались целые торговые ряды, склады, погреба. Ярмарка всегда проводилась у западной стены монастыря.

Первое упоминание о Свенской ярмарке относится к 1623 г., где о ней говорится как об уже действующей. Как пишет М. Знаменский[6], подробные архивные сведения о ярмарке имеются с 1716 г. Поначалу она проводилась с 15 по 25 августа, затем, по решению Государственной Коммерц-Коллегии, с 1749 г. – уже с 1 сентября, с 1790 г. – с 6 октября по 1 ноября. С 1864 г. ярмарка была перенесена непосредственно в Брянск.

Ко времени петровских преобразований относится появление на Брянщине мануфактур, предприятий по переработке древесины, чугунолитейных и стекольных заводов, верфи. С ростом производства менялся характер торговли, открывалось все больше лавок и магазинов. Свенская ярмарка тоже постепенно меняла свой профиль, став одним из крупнейших хлебных рынков империи. Кроме зерна и хлеба здесь также закупали пеньку, коноплю и конопляное масло, которые шли на экспорт.

С приходом новой власти и антирелигиозной политики, Свенский монастырь начал приходить в упадок. Постепенное его запустение началось в 1920 г., церковные ценности были изъяты и переданы в Горхран. 8 июля 1924 г. монастырь был официально закрыт, на его территории поместили колонию для несовершеннолетних. В 1930 г. Успенский собор был взорван, остальные здания ветшали и приходили в упадок.

За восстановление Свенского монастыря взялись только в конце 1970-х. Недолгое время на его территории располагался филиал Брянского краеведческого музея. В 1992г. обитель была возвращена Русской Православной церкви.

Свенский монастырь. Рисунок архитектора К. А. Митина. 1969 г.
Свенский монастырь. Рисунок архитектора К. А. Митина. 1969 г.

Источники:

  1. Агошков В.И. Крещение Руси и Брянское княжество. Эл. ресурс: (URL: https://proza.ru/2012/04/12/433. Дата обращения: 02.02.2022)
  2. Комова М.А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков. М., 2012.
  3. Брянский рабочий. 1969. 20 марта. С. 4.
  4. Тиханов П.Н. Брянский Вестник. 1894. №13.
  5. Свенск: Брянский Свенский монастырь 1288 – 1888. Изд. 2е. 1888. Эл. ресурс: (URL: http://brvestnik.ru/tihanov/heritage/svensk/ Дата обращения: 11.02.2022)
  6. Знаменский М. Свенский монастырь // Старые годы. 1915. Июль-август. С. 82-93.
  7. Краеведческий информационно-справочный портал «Брянский край». Над эпическим простором. Эл. ресурс: (URL: http://libryansk.ru/nad-epicheskim-prostorom/ Дата обращения: 07.02.2022)
  8. Там же. Каменная песня. История выдающегося памятника архитектуры- Свято-Успенского Свенского монастыря. Эл. ресурс: (URL: http://libryansk.ru/kamennaya-pesnya-istoriya–vydayuschegosya-pamyatnika-arhitektury–svyato-uspenskogo-svenskogo–monastyrya-/ Дата обращения: 07.02.2022)